Вопрос специалисту

Сын перестал учиться

Сын перестал учиться


Еще недавно сын был отличником, участвовал в олимпиадах, охотно занимался с репетиторами, но вдруг полностью забросил учебу. Дома почти не занимается, уроки делает спустя рукава, опирается на то, что усваивает на уроке. Разговаривать с ним бесполезно: отмалчивается или дерзит. Знакомая ситуация? Тогда давайте разбираться: как заставить, и как помочь.

Ничего необычного не происходит с вашим ребенком. Он вырос, его взгляды на жизнь, на себя и на окружающих изменились. Но он еще не стал взрослым, и осознание важности получения знаний пока не пришло.

Школьник получает море информации, развивается, исследует, но не всегда его знания лежат в области школьных предметов. Подростки учатся понимать себя и окружающих — в этом возрасте закладывается психологическая база для последующей жизни, тут уж зачастую не до физики и химии.

Без умения общаться, договариваться, работать в команде знания не срабатывают должным образом, поэтому сейчас много говорят о так называемых гибких навыках, которые подросток осваивает как умеет.

Период взросления переживается сложнее, если подросток:

  • попросту перегружен. Если в начальных классах ребята с интересом и энтузиазмом посещают все кружки и секции, в которые их записывают родители, то в средней школе накопившаяся усталость подпитывает их решимость пойти наперекор родителям и оставить какие-то дополнительные занятия. При снижении успеваемости обратите внимание: сколько времени остаётся ребенку на игру, хобби, прогулки и общение с друзьями.
  • Испытывает давление. Родители и педагоги требуют новых результатов: побед, креативных работ, показателей. Некоторые дети находятся на грани своих способностей. Лучше перейти в среднюю массу и быть как все, чем стать худшим из лучших.
  • Стремится к общению со сверстниками. Долгое время ведущим видом деятельности ребенка была учеба. В подростковом возрасте на первое место выходит общение со сверстниками. Но вот тупик: общих тем для общения почти нет. Не обсуждать же задания по школьным предметам? Чтобы стать интересным для сверстников, нужно быть с ними «на одной волне»: музыка, мода, игры, фильмы, «видосы». Все это требует времени.
  • Не находит общего языка с педагогами. В 12-14 лет школьники критически оценивают взрослых, в том числе профессионализм учителя, его человеческие качества. Если не всё гладко в общении ребенка с учителем, постарайтесь заинтересовать сына или дочь предметом с помощью экскурсий, мастер-классов, дополнительной литературы и видео. Возможностей сейчас для этого множество. Пусть двигается, исследует, находит интересное.
  • Не имеет цели. Многие старшеклассники не имеют понятия, кем хотят быть в будущем. Разброс вузов и факультетов при подаче документов весьма разнообразен. Вопрос, что именно интересно, часто пугает: все и ничего. Когда школьник понимает, зачем должен учиться, то появляются и желание, и амбиции.

Итак, совсем недавно ценности ребенка совпадали с родительскими, и все были довольны. Ребенок выполнял то, чего от него ожидали, сейчас же задумывается над собственными желаниями. Он пока только ищет себя, пытается понять, что нужно именно ему. Процесс может затянуться, и опасения родителей оправданы.

Как помочь подростку

Подростку не нужна помощь — по крайней мере, он так искренне считает, поэтому медленно и спокойно идем чаду навстречу.

Не мешайте подростку искать себя. Сейчас для него гораздо важнее занять определенное место в группе сверстников, разобраться в желаниях и чувствах, завести друзей. Наблюдайте за изменениями, будьте в курсе его новых интересов, старайтесь понять его чувства.

Примите взросление сына. Ваш ребенок уже не кудрявый круглолицый мальчуган в коротких шортиках, он — почти взрослый мужчина, который перестал доверять вам секреты, советоваться по мелочам, рассказывать о событиях дня. Однако мама не изменилась и продолжает ждать общения и послушания. Пора принимать изменения сына и меняться самим. Прежде всего, примите, что сын – не лучший ученик в классе и не призер олимпиад. При этом он не перестал быть вашим сыном.

Обязательно разговаривайте — обо всём на свете! В минуты особой откровенности задавайте следующие вопросы:

- Что тебе по-настоящему интересно?

- Если бы ничего не боялся, чем бы занялся?

- Что приносит тебе искреннюю радость?

- Какой видишь свою будущую жизнь?

- Куда планируешь подавать документы?

- Есть ли запасные варианты?

Если разговор состоится, то вы поймете, что ребенок, в принципе, владеет ситуацией и имеет направление для движения. А ему эти вопросы помогут понять, что решение все-таки принимает он.

Просвещайте. Давайте читать и обсуждайте книги о подростках, о важных для них вещах, рассказывайте о своем опыте, переживаниях, ситуациях, которые с вами происходили.

Рассказывайте о своих переживаниях. Осторожно и без упреков. Важно донести, что вы волнуетесь и переживаете, хотя в подростковом возрасте чувства родителей слабо интересуют. Пусть ребенок знает, что чувствуют близкие люди.

Напоминайте, что всегда готовы помочь. И помогайте, например, разобраться в сложных темах. Если совсем туго, найдите репетитора. У вас больше опыта, у него масса энергии. Вместе вы сможете решить любые задачи. Пропустите ребенка вперед и подождите, когда он позовет.

Родителям важно помнить, что жизнь подростка – это его жизнь. Он должен учиться на своих ошибках, ставить собственные цели, расставлять собственные приоритеты. С вас — разумный контроль и поддержка.

Представления ребенка о счастье могут в корне отличаться от ваших. И это нормально.

Светлана Садовникова

Фото с сайта mnogodetok73.ru

Склад ума во многом определяет профессиональную деятельность человека. Определить, какой склад ума у вашего ребенка, поможет тест, ориентированный на родителей детей среднего школьного возраста.
Пройти тест