2. Умение ориентироваться в потоке информации.
Большинство детей черпают информацию из интернета. Всемирная паутина содержит большое количество никчемных и бесполезных статей, причем зачастую со смысловыми и орфографическими ошибками. Можно потратить много времени на выбор главного, но так его и не найти, поэтому так важно правильно формировать запрос и составлять план.
Сформировав запрос по теме и просмотрев интересующую информацию, составляем план, который дает возможность упорядочить данные. Выбираем ключевые слова. Обсуждаем с ребенком, какая информация нужная и главная, а какая – второстепенная.
3. Умение планировать.
Успешный человек ценит чужое время и управляет своим. Дети любят откладывать дела на потом, поэтому важно научить их планировать свой день: сколько времени занимают несущественные дела, когда продуктивнее делать уроки, а когда – гулять.
Начать стоит с записи ребенком своих дел. Если он еще не умеет писать, то можно предложить ему рисовать или записывать за него. Желательно отмечать цель, например, не просто «нужно погулять», а «нужно погулять с собакой»; не просто «позвонить Ване», а «узнать у Вани домашнее задание».
Следует разделять дела на обязательные и желательные, то есть безотлагательные и те, которые могут подождать.
Стараться не оставлять незавершенных дел: их накапливание не мотивирует ребенка завершать их в нужное время.
В формировании этого навыка вам может помочь книга Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей».
4. Умение нестандартно мыслить.
Это качество называют креативностью. Далеко не все люди умеют нестандартно подходить к ситуациям. Вопреки мнению, что умение творчески мыслить – это дар природы, отметим, что фантазию, а затем и креативность нужно развивать. Детство – сенситивный период для развития фантазии и творчества. Особенно благоприятным является младший школьный возраст.
Дети склонны оживлять предметы: соглашайтесь с ними, придумывайте диалоги обычных домашних вещей, давайте им имена.
Дорисовывайте рисунки, придумывайте конец сказки.
Рифмуйте слова, сочиняйте четверостишья.
Ищите удивительное в невидимом: под листком на траве может ничего и не быть, – может быть просто земля, а может быть норка, ведущая в мышиное королевство.
5. Умение ставить цели и добиваться их.
Это очень важное умение. Оно не даст ребенку бросить дело на полпути, научит быть настойчивым и терпеливым, поможет не потерять веру в себя и в свои силы.
Лучше всего составлять программу-минимум и программу-максимум. Это дает возможность фиксировать даже маленькие победы и не терять уверенности в себе. Если ребенок старался и работал – он уже молодец.
Предлагаю несколько ситуаций постановки целей
Ситуация |
Цель-минимум |
Цель-максимум |
Конкурс художественного чтения |
Заявить о себе, показать всем, что ты умеешь читать стихи. Понять критерии оценивания. |
|
Контрольная работа или экзамен |
|
Получить оценку выше текущей. |
|
Использовать все сформированные навыки, следить за техникой. Удержаться за лидером.
Не сойти с дистанции. |
|
Участие в фестивале или форуме |
Найти себе друзей-единомышленников. Получить полезные навыки и умения. Оценить работу других. |
|
Не переусердствуйте с похвалой. Учите работать над ошибками. Двойка за контрольную работу – не повод для утешений, а мотив к серьезным дополнительным занятиям. Так же рассматривается последнее место в спорте или конкурсе. Вывод один: нужно заниматься.
Безусловно, что ребенку потребуются и другие навыки: и стрессоустойчивость, и умение владеть своими эмоциями, и настойчивость, и усердие. Владение всеми перечисленными умениями поможет ребенку сократить путь к успеху.
Светлана Садова
В подростковом возрасте у детей возникает потребность в самоутверждении. В этот период ребенку важно выделяться среди сверстников. Я-родитель предлагает пройти тест на склонность подростка к лидерству.
Пройти тест