Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. Одна из важных школьных проблем приемных детей – неусидчивость, слабость произвольного внимания.
С каждым годом в нашей стране растет количество семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном или младшем школьном возрасте. Часто у приемных детей возникают серьезные проблемы в школе. Проблемы могут возникнуть со стороны одноклассников, их родителей и, возможно, даже со стороны учителей. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. Одна из важных школьных проблем приемных детей – неусидчивость, слабость произвольного внимания.
Пример из жизни
Это был мой первый пятый класс. Я не была здесь классным руководителем, но виделись мы очень часто. На первом уроке литературы я задала детям написать сочинение о себе и принести фотографию своей семьи. Все принесли распечатанные цветные снимки, с кучей родственников, обильными застольями и широкими улыбками. А Света принесла вырезанную из журнала фотографию Анджелины Джоли и Брэда Питта. Сочинение она не написала. Я начала пространную речь о том, как важно выполнять домашние задания. В пятом классе авторитет учителя еще имеет вес, все молчали и слушали, Света пристыжено молчала. А потом мне сказали, что её взяли в семью этим летом. Это был мой первый пятый класс. Это был мой первый педагогический провал.
Учителя и родители – по одну сторону баррикад
Начать разговор о приемном ребенке в школе хотелось бы с просьбы ко всем приемным родителям – пожалуйста, разговаривайте с учителями, помогите им найти контакт с вашим ребенком! Первое, что должны сделать родители после официального устройства приемного ребенка в школу – это донести до классного руководителя и до учителей-предметников как можно больше информации. При каких обстоятельствах ребенок потерял настоящих родителей? Как он учился в предыдущей школе? Чем он увлекается? Какой у него характер? Чего он боится? Какие ситуации могут быть травматичными для ребенка? Ответы на все эти вопросы должны знать и родители, и учитель.
Помощь учителя заключает в том, что он своим примером и правилами, которые существуют в классе, задает допустимые границы обсуждения личной жизни. Также он должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одноклассники задают ему вопросы, которые вольно или невольно ранят или унижают его.
Золотая середина
Многие родители ожидают от приемного ребенка того, что он будет самым умным и самым способным. Они могут считать, что к школьнику придираются, занижают оценки, безосновательно считают его хуже других. В связи с этим приемные дети часто испытывают такой страх перед неудачей, что даже не пытаются что-то сделать. Открыл тетрадку, представил, что не получится, и так и сидит над пустым листом. Это усугубляется боязнью рассердить приемных родителей и разочаровать учителя. Очень важно найти золотую середину. Не закрывать глаза на явные проблемы с успеваемостью или поведением, но всегда быть готовыми защитить права ребенка. Если вы взяли в семью первоклассника, посоветуйтесь с психологом. Возможно, стоит подождать еще один год и только тогда отдать ребенка в школу. Ведь новая семья, другой быт – это огромный стресс. Если прибавить сюда еще и школу, знакомство с одноклассниками – ноша может стать непосильной. Если ребенок уже учился в школе и теперь пришел в новый коллектив, дайте ему время на адаптацию в классе. Наблюдайте за его успехами и неудачами. Уже через пару месяцев можно оценить результаты и подойти к педагогам с конкретными вопросами. Выясните, какие задания и предметы даются вашему ребенку лучше всего, в чем он недотягивает до сверстников. Открыто спросите, соответствует ли уровень развития классу, в котором учится школьник. Узнайте, как можно решить возникшие проблемы. Возможно, нужно нанять репетитора или самостоятельно позаниматься с ребенком.
Поддерживайте ребенка
В школе ребенок может сдерживать свои эмоции или, напротив, выплескивать их наружу, но основная работа, направленная на преодоление трудностей должна происходить дома. Психолог Лариса Руднева советует: «Прежде всего, не давить (чтобы он не оказался меж двух огней), а быть на стороне ребёнка. Обращайтесь к нему с такими словами: «Я тебя понимаю: от тебя требуют, а ты не всё умеешь сразу, у тебя не получается!» Вспомните своё школьное детство, трудности, как вы с ними справлялись. А ещё лучше поиграйте в школу, где ваш малыш – учитель, а вы – упрямый ученик».
Не забывайте, что вы должны своим примером демонстрировать ребенку правильное отношение к ситуации. Говорите о его усыновлении, как о чем-то совершенно обычном. Не делайте из истории усыновления и прошлой жизни ребенка трагедию.
Можно плохо писать, но быть сильным в спорте. Можно не понимать математику, но отлично рисовать. А можно ничего не уметь делать руками, но много смеяться и располагать к себе людей. Задача родителей школьника – сделать его уверенным. Всегда помните о том, что ребенку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
Ребенок должен чувствовать, что родители уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ребенку быть уверенным в себе и своих отношениях с родителями. Не требовать от него невозможного, но постоянно развивать сильные стороны. Маленький человек, которого поддерживает семья, вряд ли будет остро относиться к насмешкам одноклассников, даже если они будут иметь место. Уверенный человек не боится общества. Помогите Вашему ребенку стать уверенным в своей новой семье, и он самостоятельно научится противостоять всем невзгодам этого не всегда идеального мира.
Елена Кононова