По негласной статистике сотрудников органов опеки самый распространенный аргумент при отказе взять ребенка в свою семью касается страха «дурной наследственности». Узнав, что родители ребенка употребляли алкоголь или наркотики, многие останавливают начатую процедуру усыновления.
Генетика или среда
Споры о том, что важнее – генетика или среда, в которой воспитывается ребенок, актуальны всегда.
В голове усыновителя алкоголь, наркотики, асоциальный образ жизни и кровавые преступления замешаны в один тугой клубок. И неудивительно. Зачастую преступления совершаются под влиянием горячительных напитков и психотропных веществ. Но значит ли это, что ребенок алкоголика сам станет алкоголиком или преступником?
Лев Семенович Выготский, психолог, совершивший огромный вклад в педагогическую психологию считал, что ни одно из специфических человеческих качеств не могут возникнуть путем вызревания органических задатков. По его мнению, наследственность существует, но в формировании личности человека не имеет решающего веса.
Франц Адольф Бервальд родился в 18 веке в Стокгольме. Он был замечательным композитором и музыкантом. Как, впрочем, и его отец. И вообще практически все известные истории родственники Франца Бервальда были музыкантами. Кажется, что это самое простое, житейское доказательство того, что наследственность имеет решающее значение. Раз «ген музыкальности» передается и определяет жизнь человека, значит, и множество других генов способны на это.
И, тем не менее, подобная династическая преемственность еще раз доказывает, что влияние среды гораздо важнее. Процент того, что ребенок станет музыкантом увеличится, если у вас дома стоит пианино. Или лежит футляр со скрипкой. Если вы говорите о музыке, восхищаетесь ею, ваше старшее поколение тоже не чуждо прекрасному – ребенок будет тянуться к нотам вслед за вами. Потому что вы и музыка (спорт, кулинария и так далее) – среда, которая окружает его. Ни один ученый в мире не подтверждает наличие «гена преступности» или «гена наркомании».
Что действительно передается по наследству
Многочисленными исследованиями доказано, что генетически передается темперамент, или характер. Если приемный ребенок – меланхолик, а вы – холерик, вы не сможете подстроиться под него, а он не сможет – под вас. Что же делать?
Попробуйте вспомнить своих друзей, с которыми вы проводили, а может, и проводите свободное время. Разве все они с одинаковым темпераментом? Наверняка есть кто-то непохожий на вас. К этому можно привыкнуть. Главное, в процессе не совершать ошибок. Если вы привыкли громко говорить, кричать и плакать, а приемный ребенок – молчалив и хмур, не пытайтесь вытянуть из него непривычные эмоции. Или наоборот – если вы делаете все аккуратно и вдумчиво, а ребенок активен, как ракета и в мыслях, и в делах – не ругайте, не одергивайте.
Рано или поздно даже противоположности уживаются.
К чему нужно быть готовым
Думая о плохих генах, способных отразиться на поведении ребенка, приемные родители часто забывают о самом главном. Существует огромное количество болезней и предрасположенностей, которые зависят от биологических родителей. Поэтому приемный ребенок должен быть хорошо обследован. Проблем удастся избежать, если начать бороться с ними сразу. Астму, дерматит, диатез - при надлежащем уходе ребенок просто перерастет.
Страх перед многочисленными болезнями – еще один камень преткновения для усыновителей. Но подумайте – неужели вы настолько здоровы? Или в курсе заболеваний абсолютно всех ваших прямых родственников? Риск есть, как для приемных детей, так и для родных.
Чем больше вы будете знать о здоровье ребенка, о его характере, об окружении, в котором он жил до вас – тем проще вам будет преодолеть трудности.
Адаптация в семье – процесс долгий и нелегкий. И самая важная задача – создать для нового члена семьи благоприятный психологический климат.
Елена Кононова