Вопрос специалисту

Ребёнок дает руку чужим, идёт с ними. Что мне делать?

Ребёнок дает руку чужим, идёт с ними. Что мне делать?

Здравствуйте. У меня ребёнок дает руку чужим людям и идёт с ними, реагируя на речь и ласковые обращения к нему. Я переживаю, что он ко всем так будет ходить, а в наше время это может быть опасно. Что мне делать? Как поступить в этой ситуации?

Здравствуйте!

Замечаю ваше беспокойство и хочу заверить: в полтора года это нормально, что ребёнок с интересом общается с другими людьми, и вместе с тем то, как он реагирует на незнакомцев и на их ласковые обращения сейчас, в будущем совершенно точно изменится.

Тому есть несколько причин:

1. Любопытство и доверие к окружающим в раннем возрасте (до 3 лет) – это волнообразные процессы. В какие-то моменты их становится больше, а в другие периоды ребёнок может начать вести себя более настороженно и остранённо.

Это естественная динамика, которую с разной интенсивностью проходят все малыши. Иногда им важно познавать и исследовать мир, а иногда – держаться за мамой, за «своими взрослыми» и ни в коем случае не терять их из поля зрения.

2. Мозговые структуры в процессе детства только созревают. У малыша до 3 лет ещё очень мало возможностей понимать правила, ограничения и соблюдать их.

Физиологически человек способен реализовывать многие психические функции далеко не сразу. Например, чтобы остановить себя (функция самоконтроля и саморегуляции), должна быть развита префронтального область коры головного мозга. Более или менее эта область становится функциональной только к 6-7 годам. В полтора года малыш физиологически ещё не в силах сказать себе стоп.

Плюс, эта же область отвечает за планирование. Малыш пока что не может понять, что последует за теми или иными его поступками, он не способен спрогнозировать, что может с ним случиться. А если чего-то в его опыте не было, то и вообразить себе это ему тяжело.

Всё это объясняет, и почему дети порой начинают идти за чужими людьми и верить им, и почему как будто не слышат или не понимают наши запреты и объяснения.

Однако это не значит, что не нужно запрещать или объяснять. Если вы раз за разом останавливаете вашего малыша и подробно, но простым, доступным ему языком, без излишних подробностей и запугиваний, объясняете, что уходить с чужими нельзя, переводите его внимание на что-то другое, – вы делаете огромный вклад в будущее своего ребёнка. Потому что со временем достаточное количество ваших терпеливых реакций и объяснений с большой вероятностью даст плоды: малыш будет лучше вас понимать.

А учитывая, что ваш малыш на данный момент не может физиологически себя затормозить (у него просто нет мозгового субстрата для такого навыка), точно будут ситуации, когда понадобится ваша непосредственная включенность. То есть: остановить движение ребёнка, удержать его, перенаправить, встать между, вовремя поймать и т.п. Пока малыш не обладает навыками саморегуляции, эта функция полностью ложится на окружающих его и заботящихся о нём людей.

Надеюсь, мой ответ чуть успокоил и помог лучше разобраться в происходящем. Помните, пожалуйста, со временем всё изменится. А ваша включенность и объяснения не пройдут впустую.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»