Нравоучительные беседы в воспитании подростков
Подростки нередко совершают поступки, которые взрослые считают неправильными, глупыми, безрассудными или аморальными. После ребенок выслушивает родительскую речь о недопустимости подобного поведения. К слову, не всегда эти поступки действительно таковыми являются, но речь сейчас пойдет о другом. Об одном из распространенных методов воспитания детей подросткового возраста – нравоучениях.
Чтение подростку морали не только не достигает намеченной цели, но и может испортить и без того шаткие в этом возрастном периоде детско-родительские отношения. Подростки воспринимают чтение морали как недоверие родителей к себе. Например, в ситуации, когда тинейджер отпрашивается на подростковую тусовку, родители часто начинают рассказывать, что нельзя пить, курить, ругаться матом и вступать в половую связь. Вполне вероятно, что подросток и не собирался всего этого делать, а родители, тревожась, выказывают недоверие ребенку. Это может подтолкнуть подростка к совершению всего того, против чего родители выступали, ведь в данном возрастном периоде нередко поступки совершаются «назло» родителям.
Практически все родители хотят, чтобы их ребенок вырос воспитанным, и прививают нравственные ориентиры, которым следуют сами, и которые со временем видоизменяются – какие-то исчезают, появляются новые. Так, например, сейчас уже далеко не каждый мужчина снимает головной убор в помещении, и это никого не смущает, зато громко разговаривать по мобильному телефону в общественном месте – дурной тон. Поэтому, прежде чем настойчиво внушать своему ребенку нормы поведения и не терять при этом доверия своего чада, проанализируйте, не считается ли нарушенное подростком правило атавизмом, «отмершим» из-за своей неактуальности.
Подростковый период – кризисный возраст, который характеризуется негативизмом, отрицанием норм и морали, попытками уйти за пределы разрешенного, наощупь определить границы дозволенного. Это возраст экспериментов: а что будет, если… И всё это совершенно естественно. Если трехлетний ребенок дотрагивается до горячего чайника и только так запоминает, что этого делать не нужно, то подросток пробует ругаться матом, курить и нарушать правила для того, чтобы самостоятельно для себя определить, что позволено, а что – нет. В этот период он острее нуждается в нравственных ориентирах, и задача родителей – максимально тактично помочь ребенку.
Методы нравственного воспитания подростков
Беседа и нравоучение – не одно и то же. Последнее вызывает у подростков отторжение.
Беседа – это диалог, обмен мнениями, при котором собеседники стараются понять друг друга, а родители – еще и направить мысли подростка в нужное русло.
Чтобы такая дискуссия не выглядела чем-то искусственным, нужно обратиться к основным интересам подростка. Практически все тинейджеры читают книги, слушают музыку и смотрят фильмы – совместное обсуждение прочитанного, мотивов поведения героев, смысла произведения не только помогут подростку окончательно сформировать свои представления о морали и нравственности, но и укрепят отношения между родителями и детьми. Старайтесь читать и смотреть то, что интересует вашего ребенка: таким образом вы сможете лучше его понять и помочь ему там, где эта помощь необходима.
Подростки любят спорить и доказывать свою точку зрения, а это крайне важное умение, которое впоследствии трансформируется в целеустремленность, уверенность в своих силах и независимость в принятии решений. Чаще обсуждайте со своим ребенком, что он думает по тому или иному поводу и почему, ведите с ним дискуссии. Спор, в котором оба собеседника уважают друг друга, является очень продуктивным и полезным для развития.
Подростки обожают высокопарные рассуждения о смысле жизни, бренности бытия и природе человеческих чувств – поддерживайте этот интерес, выслушивайте мнение ребенка, и, возможно, вы даже с ним согласитесь.
Ситуативный метод. Будучи маленькими, дети играют в ролевые игры, в которых примеряют на себя определенные роли и ищут выходы из ситуации. Все чаще наши повзрослевшие дети играют в компьютерные игры, где приходится делать нравственный выбор (не всегда, с точки зрения родителей, верный), и он у них закрепляется. Поэтому взрослым надо создавать ситуации выбора для подростков в реальности. Например, посидеть с братишкой, потому что у мамы болит голова, или сходить с друзьями на прогулку; съездить к больной бабушке или на долгожданную экскурсию. Каждое правильное решение в таких ситуациях – один из кирпичиков, из которых выстраивается нравственный облик человека.
Существует возможность объединения беседы и ситуативного метода: например, можно обсудить с ребенком, в какой ситуации, по его мнению, воровство будет оправдано благой целью. Подростки обожают спорить и обсуждать, кто какой выбор сделал бы: украл бы дорогостоящие лекарства для своего тяжелобольного близкого родственника или нет.