Мой ребенок! Что хочу, то и делаю
Возможно, вы слышали фразу «Мой ребенок! Что хочу, то и делаю» от своих родителей или сами в порыве гнева её произносили… Насколько она верна? Имеем ли мы, родители, право действовать под таким «девизом»?
Дети действительно наши – спору нет, и их поведение в обществе и дома – не только характер, но и то, что вложено в семье, пример родных.
Матери и отцы тратят на детей силы, средства, нередко отказывая себе в каких-либо желаниях, чтобы «у ребёнка всё было», чтобы «ему было комфортно», и может наступить момент, когда родители подумают, что чадо не имеет права принимать собственные решения, чтобы усилия по его воспитанию не пропали напрасно.
Чтобы направить ребёнка на «путь истинный», родители пробуют разные методы воспитания, в том числе и физические наказания.
Все нормальные и любящие папы и мамы стремятся вырастить своих детей достойными членами общества. Однако, преследуя самые благородные цели, они нередко используют не те методы – воспитание сводится к тотальному авторитаризму, когда девиз «мой ребенок, что хочу, то и делаю» становится определяющим.
Обсуждая неблагочестивое отношение родителей к детям из неблагополучных семей, мы искренне считаем, что у нас-то всё не так плохо. Ну, шлепнула, ну, обозвала при всех… Ведь он (она) не оправдал моих надежд! Имею право!
Прежде чем что-то делать в отношении ребенка, родителю стоит честно ответить на вопросы: какова цель моих действий? Я хочу избавиться от тревоги за ребёнка или для меня имеет большое значение мнение окружающих? Я желаю добра своему чаду или иду на поводу собственного эгоизма?
Причины неадекватного поведения родителей
Беспомощность. Шлепая ребенка, оскорбляя его, родители ошибочно думают, что показывают власть и силу. А на самом деле это – демонстрация беспомощности, результат импульсивного, эмоционального поведения. После падения градуса гнева мы искренне недоумеваем, почему банальная детская шалость так выбила из колеи? Виним и корим себя, однако… физическое наказание, крик, оскорбления повторяются снова и снова.
Психологические проблемы. В основе родительского авторитаризма, как правило, лежат детские обиды, комплексы, низкая самооценка. Именно они и заставляют взрослых подавлять ребенка, не думать о том, чего тот хочет, чтобы вдруг люди, чаще всего даже незнакомые, не подумали, что они – плохие родители.
К сожалению, человек, испытавший все «прелести» авторитарного родительского воспитания, во взрослом возрасте нередко демонстрирует такое же поведение уже со своими детьми.
Непонимание. Часто авторитарное воспитание возникает по причине непонимания ребенка, его желаний, особенностей восприятия мира. Родители недоумевают, а почему он делает так, как я бы никогда не сделал? Почему отказывается от возможностей, от которых я бы никогда не отказался? И чтобы добиться от чада желаемого поведения, начинают ломать и душить его своей всепоглощающей авторитарной «любовью».
Убежденность в своей правоте. Многие родители убеждены, что существует только одна правильная точка зрения. Разумеется, собственная.
Мамы и папы искренне считают, что ребёнку надо всегда подсказывать, как поступить, лезть к нему с безапелляционными советами, направлять, корректировать его жизнь, считая его неопытным и неприспособленным к жизни, ведь «родителям точно виднее».