Вопрос специалисту
Как предотвратить нежелание учиться

Как предотвратить нежелание учиться

Как предотвратить нежелание учиться


Дошкольное детство – самостоятельная важная часть жизни, а не только период подготовки к обучению. Именно в это время закладывается основа успешного обучения – потребность в познании мира. Желание учиться и узнавать новое строится на познавательном интересе.

Познавательный интерес нужен для личностного и профессионального роста любому человеку независимо от возраста – именно он направляет ребенка на познание нового, на расширение возможностей и развитие интеллекта.

В дошкольном возрасте у детей наблюдается три вида познавательного интереса:

Ситуативный – эпизодическое переживание заинтересованности. Ребенку интересно всё новое, яркое и эмоциональное. Если интерес не поддерживать, он быстро угасает.

Устойчивый активный интерес могут вызывать отдельные предметы или явления. Одним интересно играть с машинками, вторые выбирают куклы, третьи строят или рисуют. Отдельные виды деятельности для ребенка могут стать приоритетными, но со временем интерес может угасать – надоедает однообразная игра.

Личностный интерес связан с индивидуальными особенностями ребенка. Он схож с активным интересом, но более устойчив, так как связан с собственными предпочтениями и желаниями. Этот интерес появляется в период школьного детства и во многом определяет будущее ребенка.

Переход из дошкольного периода в школьный тесно связан с ситуативным интересом. Дошкольник вырос из «детских штанов» и хочет примерить на себя статус школьника. Это гордо и ответственно, а интерес поддерживается новой одеждой и атрибутикой. В школе все новое: кабинеты, режим дня, учитель, одноклассники, веселые перемены. Но через какое-то время интерес угасает, а с ним пропадает желание учиться.

Устойчивость интереса к познанию во многом определяет успешность обучения. Важно, чтобы ребенку был интересен именно процесс узнавания нового, а не только атрибуты школьной жизни.

Как подготовить ребёнка к школе

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – возраст почемучек. Ребенку уже многое известно, но он не связывает явления между собой, ему трудно установить причинно-следственные связи. Ему интересно понять, что внутри, он пытается установить некоторые закономерности, легко откликается на эмоциональное познание.

В этом возрасте важно не давать готовых ответов, а учить ребенка добывать свои знания, получая удовольствие от поиска знаний или экспериментирования. Учите находить ответы на сложные вопросы и гордиться своими успехами. Расширяйте кругозор детей, показывайте разные стороны жизни.

Старший дошкольный возраст (5-6,5 лет) – появление первых активных познавательных интересов. Дети начинают интересоваться чем-то конкретным, однако склонны бросать начатое дело, задавать вопросы и отвлекаться, не получив ответа. Это происходит потому, что ребенку важнее задать вопрос, а нет получить ответ. Знания его бессистемны, хотя уже объемны.

Вовлекайте ребенка в практическую деятельность, учите измерять, решать, строить, клеить. Мотивируйте детей на новые открытия, учите находить знания самостоятельно, выдвигать гипотезы, понимать и принимать ответы. Беседуйте с дошкольником о знаниях.

Профилактика потери интереса к обучению

В младшем школьном возрасте представления системны, интерес к миру конкретен. Ребенок увлекается самостоятельной работой, рассуждает, делает выводы, однако у него наблюдается стремление уйти от трудностей, переложив их на чужие плечи.

Внутренняя мотивация к познанию заложена в детях природой, но часто сами родители отбивают желание учиться. Это происходит постепенно, когда родители не поощряют детские открытия, не радуются, не удивляются, не подталкивают к экспериментам.

Важно не делать ничего вместо ребенка: объясняйте непонятные моменты и поддерживайте морально, но пусть ребёнок то, что в состоянии сделать, и в том числе домашнее задание, делает самостоятельно.

В школе трудно, но интересно. Это – главная мысль, которую должен усвоить первоклассник. Не хвалите за то, что далось легко, а всегда поощряйте за старание, преодоление трудностей, самостоятельность. В этом случае ребенок научится радоваться успехам, которые достигнуты в результате труда.

В школу идут за знаниями, поэтому всегда спрашивайте ребенка о том, что нового он сегодня узнал, чему научился, что усвоил. Важно школьный день рассматривать с этой позиции. Акцентируйте внимание на интересах ребенка, поддерживайте их.

Создавайте проблемные ситуации, для решения которых нужны знания.

Родителям стоит учесть, что не так трудно вызвать у детей познавательный интерес, как удержать его. Первые ошибки и неудачи могут отбить интерес, поэтому важно всегда быть рядом и поддерживать.

Чтобы предотвратить нежелание учиться у первоклассника, следуйте этим рекомендациям:

Обеспечьте физиологический комфорт: создайте удобный режим дня, проветривайте комнату, обеспечьте удобное рабочее место и одежду.

Используйте пики активности: выполняйте домашние задания в периоды повышенной активности ребёнка.

Подчёркивайте ценность знаний: давайте ребёнку возможность применять полученные знания и хвалите за успехи.

Чередуйте «простые» и «сложные» предметы: начинайте с лёгких заданий, а затем переходите к более сложным.

Обеспечьте учебными материалами: подберите дополнительные материалы для учёбы, такие как прописи, приложения и развивающие игры.

Разнообразьте досуг: организуйте внеклассные мероприятия, поездки, походы в музеи и кино, чтобы ребёнок мог переключаться и восстанавливать силы после школьных будней.

Светлана Садовникова

Фото с сайта YouTube

Мы составили для вас тест, определяющий преобладающий тип воспитания в Вашей семье, а так же разработали некоторые рекомендации по итогам тестирования для того, чтобы Ваш ребёнок развивался наиболее гармонично.
Пройти тест