Экономическое воспитание ребенка
Объяснение того, что всего купить невозможно — это длительный труд родителей и педагогов. Отсутствие понятия о потребностях и возможностях приводит к появлению взрослых, погрязших в долгах и не умеющих планировать свой бюджет, подростков и молодых людей, попавших на крючок криминала из-за желания иметь все и сразу и не желающих трудиться.
Маленьким детям важно донести, что покупки должны быть тщательно спланированы, а траты не должны превышать расходов. Мамин и папин кошелек не бездонный, а имеет ограничения. К тому же у семьи есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять.
Экономическое воспитание требует соблюдения ряда правил.
Правило 1. Договор. Еще до похода в магазин с ребенком нужно договариваться о количестве и виде покупок. Важно проговаривать основные детали: только одну; не дороже определенной суммы; мы идем только за определенным товаром и т. д. В договоре нужно оговаривать условия нарушения: если будешь плохо себя вести, то ничего покупать не будем; если понравится что-то другое, то будем выбирать — купим только одну игрушку, если она пройдет контроль по цене. Важно, чтобы ребенок повторил и проговорил условия договора не менее двух раз. Только в этом случае он примет их и постарается соблюсти.
Правило 2. Список покупок. Отправляясь в магазин, составьте вместе с ребенком список, обсудив каждый пункт. Ребенок должен понимать, что и с какой целью приобретается. Если ему что-то захочется, он должен учиться объяснять свои желания.
Правило 3. Покупки нельзя требовать с помощью истерик и скандалов — это правило должно соблюдаться всегда. Попытки манипулировать взрослыми будут пресекаться. Сохраняйте спокойствие и идите выбранным путем.
Говорите с детьми о доходах и расходах, рассказывайте, что у всех членов семьи есть свои потребности.
Детские потребности
Как правило, просьбы купить что-то «растут» из трех основных потребностей: безопасность, внимание и развитие.
Потребность в безопасности проявляется в желании купить что-то для защиты: мягкую игрушку, с которой можно спать в обнимку; новую куклу «не хуже, чем у Ленки», потому что она хвастается и дразнится; машинку или робота, так как обладали именно таких роботов в свою компанию никого не берут. Если малыш разумно объясняет свое желание, то есть смысл рассмотреть покупку или отложить ее на потом, объяснив свой поступок так: «У меня нет с собой такой суммы, давай обсудим дома, что тебе нужно» или «Я не готова сейчас купить тебе эту вещь, давай посмотрим, где можно приобрести ее дешевле».
Покупки из раздела «потребность в безопасности» нельзя просто отвергать и запрещать, их лучше отложить, чтобы обсудить и вернуться к ним позже.
Потребность во внимании называют также чувством собственной важности. «Купят — не купят» становится равно «любят — не любят». В этом случае всегда можно организовать подмену: могу только это; предлагаю вместо этого сделать это и т. д. В принципе, для ребенка важна не сама покупка, а внимание, уважение к его интересам, поэтому довольно просто удовлетворить эту потребность.
Потребность в развитии требует особого внимания. Она скрывается за желанием попробовать то, что не пробовал (пирожное, конфета, горчица), сделать то, что еще не делал, иметь то, чего до этого не было. Самое печальное, что это может «не зайти», то есть ребенку не понравится, будет неинтересным, но деньги уже потрачены. И вот здесь лучше всего сделать паузу. Другими словами, попробовать испытать потребность временем. Отложите покупку на некоторое время. Если потребность пройдет испытание — рассмотрите возможность ее удовлетворения.
Удовлетворить все желания ребенка невозможно, но и постоянно отмахиваться от них тоже нельзя. Каждая отдельная просьба требует отдельного внимания.
Светлана Садовникова
Фото с сайта mama.guranka.ru
Склад ума во многом определяет профессиональную деятельность человека. Определить, какой склад ума у вашего ребенка, поможет тест, ориентированный на родителей детей среднего школьного возраста.
Пройти тест