Чем старше ребенок, тем больше времени он проводит без родителей, становится самостоятельнее, но возникает немало ситуаций, когда ему необходима поддержка. Это касается не только сложных стрессовых случаев, но и мелочей.
Стоит научить ребенка просить о помощи. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, но дети даже с родителями не всегда делятся своими проблемами, потому что не хотят расстроить маму, разочаровать папу, боятся крика, насмешек, обвинений в слабости и трусости. Некоторые дети стесняются причинить неудобство своей просьбой или считают, что непременно должны справиться с задачей сами. Или просто не знают, как это сделать – попросить о помощи.
Как научить ребенка просить о помощи
Моделируйте ситуации: играя, рассказывая сказки, спрашивайте детей, а можно ли было помочь герою, и чем; справился ли бы он без помощи?
Старайтесь регулярно обращаться к ребёнку за помощью, чтобы он учился помогать и оказывать эмоциональную поддержку.
Запишите телефоны возможных помощников. Обратите внимание, что опасно обращаться к совсем не знакомым людям.
Техника «Камешек в ботинке»
С детьми от 6 лет рекомендуется проводить игровую технику «Камешек в ботинке». Она помогает выявить и устранить препятствия, в том числе на пути к достижению целей. Метод основан на идее, что каждый человек сталкивается с проблемами и трудностями, которые мешают ему двигаться вперёд, и важно как можно быстрее с ними разобраться.
Суть техники заключается в том, что ребенок представляет себе камешек, попавший в его обувь – он мешает ходить и вызывает дискомфорт. Неприятные чувства и переживания мешают, подобно камешку в обуви, постоянно напоминают о себе, если вовремя от них не избавиться.
Сядьте рядом и расскажите, что происходит, когда в ботинок попадает камешек. Сначала он почти незаметен, но со временем становится причиной боли. Вы снимаете обувь, но на ноге может остаться ранка, и маленькая проблема вырастет в большую. Ситуация, когда мы злимся или чем-то озабочены, напоминает маленький камешек в ботинке. Если своевременно избавиться от него, ноги останутся целыми. Значит, будем говорить о проблемах сразу, как только они появились.
Побуждайте ребенка думать, нет ли сейчас камешка в его ботинке, и говорить, если он имеется: «У меня камешек в ботинке» или конкретнее: «Мне не нравится, что Катя смеется надо мной». Покажите пример – расскажите, что в данный момент беспокоит вас.
Разговор о помощи всегда актуален. Не ждите, пока ребенку понадобиться помощь, помогите ему быть готовым к этой ситуации прямо сейчас.
Светлана Садовникова
Фото с сайта pro.radiomayak.ru