Правила и нормы играют важную роль в жизни человека: обеспечивают порядок, безопасность и справедливость, устанавливают границы допустимого поведения и помогают взаимодействовать с окружающими.
Дети зорко наблюдают, как ведут себя не только родители, но и окружающие – если правила игнорируются, и ничего плохого в этот момент не происходит, то они ставят под сомнение эти требования: «Почему всем можно, а мне нельзя?».
Примеров масса:
Любое правило формируется постепенно и не работает, если ребёнок не понимает, зачем это делается. Правила нужно объяснять, чтобы ребёнок осознал, что они справедливы, что нужны ему. Так, мы не воруем в магазинах не потому, что нас могут поймать и наказать, а потому что это неправильно: работники магазина будут вынуждены заплатить за недостачу. Воровать – нельзя, это аморально.
Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности, рассказывать о людях, которые не считают чужое неприкосновенным.
Если другие не соблюдают …
Люди не соблюдают правила по разным причинам, и этот вопрос тоже надо обсудить с детьми:
Понятно, что вмешиваться и учить других не стоит, потому что это невежливо. Просто сами ведём себя правильно.
На что обратить внимание
Правила и нормы должны быть понятны и актуальны.
Не стоит менять заведенный порядок без необходимости.
Правил не должно быть много. Делайте акцент на правилах безопасного поведения, а потом вводите нормы культуры и этики.
Каждое правило состоит из двух частей: «Что делать?» и «Зачем (почему) делать?» В этом случае правильное поведение будет иметь мотивацию.
Договаривайтесь заранее о правилах поведения в том или ином месте. Обсуждайте спокойно, а затем закрепляйте.
Доводите до сведения близких о действующих в семье правилах, чтобы не было двойных стандартов.
Хвалите ребенка за выполнение правил.
Учитывайте возраст. Правила для дошкольников должны быть простыми, с детьми постарше можно обсуждать и обговаривать варианты действий, причины запретов и возможные наказания.
Не нарушайте правила сами. Именно родители являются для ребенка примером для подражания.
Цветные решения
Больше всего правил формируется в раннем и дошкольном детстве. Чтобы была понятна их важность, можно использовать разные цвета.
Красный цвет – «категорически нельзя». Это – правила безопасности, которые не нарушаются никогда. Например:
Желтые правила можно нарушить при определенных условиях, например:
Зеленые правила – можно действовать, но ответственность возлагают на исполнителя. Ребенок решает сам, как и что он будет делать: где и как будут стоять его игрушки и книги, какой урок сделать первым, чем заняться в свободное время.
Для дошкольников и младших школьников можно сделать плакат с правилами. Особенно действенно, если сотворить его вместе с детьми. Постоянная визуализация поможет детям лучше усвоить правила и понять необходимость их выполнения.
Формируем правила
Чтобы правила были приняты ребёнком, несмотря на негативный пример окружающих, их нужно обсуждать и закреплять.
Проговаривать. Читать правила поведения посещаемых общественных мест, обсуждать, зачем они нужны, просить повторить. Это касается и школы.
Обсуждать в спокойной дружеской обстановке, не в момент конфликта. В этот момент стоит находиться на одном уровне с ребенком, чтобы смотреть ему в глаза. Можно добавить тактильный контакт: погладить по голове, взять за руку, обнять.
Придумать стоп-слова вместе с ребенком. Всем неприятно, когда замечания делаются при всех. Если чадо начинает вести себя неподобающе, то при словах мамы «Приплыла акула» или «Отбой» он поймёт, что надо «изменить тактику».
Правила без частиц. Озвучивая правила, избегайте частицы «не», например:
Правила приучают ребенка к организованности и ответственности, невзирая ни на какие обстоятельства. С ними ребенок чувствует себя уверенно и безопасно.
Светлана Садовникова
Фото с сайта kaleidoscope17.ru