Вопрос специалисту
Детям о войне: спасибо деду за победу

Детям о войне: спасибо деду за победу

Детям о войне: спасибо деду за победу


Четыре года войны принесли горе в каждую семью в нашей стране, и вместе с ним – память. Память о тех, кто подарил нам счастье жить под мирным небом.

Наше поколение смутно помнит бабушек и дедушек, которые доставали парадную одежду с орденами и медалями на 9 мая и вспоминали боевых товарищей, а откуда наши дети — поколение уже практически не встретившее живых участников военных действий — может узнать об этом страшном и героическом времени?

Минимальные знания дети, конечно, получат из школьной программы, а также из книг, фильмов, передач, документов. Но для этого надо интересоваться темой. И начало такого интереса вполне могут заложить родители, потому что подвиг народа в Великой Отечественной войне — не только наша история, но и особый воспитывающий материал, с помощью которого можно развивать в детях нравственность, сопереживание, гордость, патриотизм.

Дети должны знать не только о событиях и фактах, но и о людях – об их чувствах и поступках. События тех лет изменили судьбы родных и близких каждой семьи, каждого человека — нам всем есть о чем рассказать детям.

Что рассказать малышам о войне

Необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, чтобы не перенасытить его информацией, ни испугать, ни превратить события в сказку. И удержать интерес. Психологи не рекомендуют заводить разговоры о войне с детьми младше пяти лет.

Дошкольникам будет понятно, что война – это проблема добра и зла, жизни и смерти, что защищать свою страну и свой народ — благое дело, достойное уважения и памяти.

Малыши любят слушать истории, им будут интересны рассказы о подвигах конкретных людей. Герои не только те, кто непосредственно воевал с врагом, но и те, кто ковал победу в тылу. Война объединила всех: кто воевал, кто сутками стоял у станка, кто растил хлеб под бомбежками, лечил раненых, учил детей.

С особым чувством гордости и сопереживания воспринимается подвиг детей, поэтому надо подобрать истории о том, как дети помогали взрослым одолеть сильнейшего врага. Четыре пионера-героя получили высшую награду государства — звание Героя Советского Союза. Многие дети были награждены орденами и медалями посмертно. Однако в разговорах с детьми младшего возраста необходимо соблюдать меру – не стоит описывать ребенку тяжелые для восприятия детали. Рассказ должен быть настолько подробным, насколько у ребенка хватит вопросов.

В этом возрасте детям будут интересны старые фотографии, ордена, медали, оружие и военная техника. Полезны будут фильмы о войне, хроники сражений, посещение музеев, чтение книг.

Как говорить с детьми о войне

Великая мудрость — «если мы войну забудем – вновь придет война» — диктует нам необходимость снова и снова возвращаться к этому страшному времени, тем более что о нем можно говорить, не повторяясь. Судьбы, люди, города, сражения, подвиги, потери – это все страницы войны.

Главная идея разговоров о войне – мир. Как это ни парадоксально звучит, но именно мир является целью Победы в войне. Наши предки умирали, чтобы жили мы. Высшей ценностью человечества является жизнь.

Подвиг — в спасении. Ребенок должен понимать, что подвиг заключается не в смерти, а в спасении других людей. Солдаты освобождали города, врачи делали операции под бомбежками, медсестры вытаскивали раненых с поля сражения, в тылу женщины и дети работали без отдыха на заводах – все это ради спасения людей.

Войну выиграли обычные люди со своим слабостями, страхами, волнениями. Им было страшно, и они очень хотели жить. В этом и есть суть подвига, а не в том, чтобы умереть и стать героем. И если мы заставим детей задуматься о ценности своей жизни и жизни других людей, то шансов на мирную жизнь у нас станет больше.

Каждый солдат имеет имя. У войны много лиц. Каждый солдат был чьим-то сыном, отцом, мужем. Смерть героя оплакивали конкретные люди, каждое имя на памятнике имеет свою судьбу и историю. Расскажите детям свою историю войны: о своем дедушке, его семье, его войне. Пусть ребенок почувствует себя причастным к истории своей страны.

Будьте готовы к вопросам. Вы не обязаны все знать. Ищите вместе информацию, находите ответы, обсуждайте темы. Познавайте историю вместе. Хорошо, если вы будете для этого использовать качественные книги, а не интернет. Книги ребенок может рассматривать и самостоятельно, а поиск информации в интернете не всегда безопасен.

Будьте осторожны с массовыми акциями. Следует четко обговорить смысл мероприятия, в котором вы с ребенком участвуете. У вас должно быть выработано собственное отношение к происходящему, а не стремление быть как все.

И главное, выражайте свое искреннее отношение к событиям далекой войны. Не притворяйтесь, не играйте перед детьми, будьте честны, но при этом не позволяйте себе негативных высказываний. События тех лет всегда будут пересматриваться с разных позиций. Ваш ребенок станет взрослым и будет иметь собственную оценку.

А пока… говорите с детьми о мире, который был завоеван в страшной войне. И скажите спасибо деду за Победу – вместе.

Автор: Светлана Садовникова

Склад ума во многом определяет профессиональную деятельность человека. Определить, какой склад ума у вашего ребенка, поможет тест, ориентированный на родителей детей среднего школьного возраста.
Пройти тест