Вопрос специалисту

Школьные проблемы приёмного ребёнка

Школьные проблемы приёмного ребёнка

Для начала ответим на вопрос:

У приёмных детей в большинстве случаев возникают проблемы в школе. Почему так происходит? Давайте разберёмся.

Что требуется от ребёнка в школе?

  1. Пребывание в детском коллективе: общение, взаимодействие, работа в команде, конкуренция и т. д.
  2. Общение со взрослыми в рамках установленных правил и иерархии.
  3. Дисциплина: выполнение требований учителя, усидчивость, вовлеченность в учебную деятельность, подготовка домашних заданий и другое.
  4. Мотивация к учению: познавательный интерес, желание учиться и узнавать новое.
  5. Определённый уровень развития интеллекта, памяти, внимания, мышления.

На реализацию этих запросов нужны немалые внутренние ресурсы. Мы знаем, что даже для детей из благополучных семей школа оказывается непростым испытанием. А есть ли эти ресурсы у приёмного ребёнка, имеющего травмирующий жизненный опыт?

Как правило, внутренних ресурсов детей, переживших потерю родной семьи, пребывание в детском доме и соединение с новой семьёй едва хватает на переработку всех этих событий и поддержку психологического состояния в настоящем.

Помимо этого, сами требования, которые предъявляет к ребёнку школа, могут стать для него триггерами, отнимающими ресурс и провоцирующими на защиту.

  1. Пребывание в детском коллективе может напомнить сироте о времени, проведённом в детском доме. Травмированный ребёнок (особенно подросток) будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников. У него могут быть недостаточно развиты навыки коммуникации. Он может проявлять агрессию как способ взаимодействия или как защиту.
  2. Для ребёнка, которого бросили один или несколько раз, остро стоит вопрос доверия взрослым, и общение с ними в школе также может напомнить ребёнку о негативном прошлом опыте. Такой ребёнок может проявлять негативизм, непослушание, агрессию к старшим. Он может врать и провоцировать учителя на агрессию к себе.
  3. Подчинение и дисциплина часто вызывают трудности у приёмного ребёнка. Это может быть вызвано сопротивлением, недовольством жизненной ситуацией или намеренным выражением протеста.
  4. Мотивация исходит из желания или потребности. У приёмного ребёнка в приоритете стоят базовые потребности: ВЫЖИВАНИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ. Прежде чем он поднимется по Пирамиде потребностей (А. Маслоу) на ступеньку САМОРЕАЛИЗАЦИИ, где находится источник мотивации к учёбе и саморазвитию, ему ещё нужно удовлетворить потребности в ПРИНАДЛЕЖНОСТИ и ПРИЗНАНИИ.
  5. Дети из неблагополучных семей в большинстве своём имеют те или иные отставания в развитии интеллекта и высших психических функций. Этого нельзя не учитывать, отправляя их в школу. Низкая концентрация, неразвитость мышления и речи, а порой и отсутствие элементарных знаний о мире становятся серьёзным препятствие к обучению. Ребёнок не может понять материал без дополнительных объяснений. Ему трудно выразить свою мысль. Он постоянно отвлекается, не может запомнить информацию. Такой ребёнок неизбежно вызовет раздражение у учителя, осуждение со стороны одноклассников и почувствует собственную неуспешность.

Я считаю, что главным источником школьных проблем приёмного ребёнка является естественное для его жизненной ситуации отсутствие потребности учиться.

В моей семье у приёмных детей случались «качели»: в школе всё хорошо – в семье плохо, в семье наладилось – в школе проблемы. Это нормально. У ребёнка просто не хватает ресурса, чтобы быть успешным и в школе, и в семье. Тут надо помнить, что приоритет за отношениями в семье, так как в данный момент они являются для ребёнка опорой и могут удовлетворить его потребности в выживании, безопасности, принадлежности и признании.

Основные силы стоит вложить во вхождение приёмного ребёнка в новую семью и удовлетворение его первичных потребностей. А ждать от него академических успехов может быть не только бессмысленно, но и вредно.

Частая проблема для приёмной семьи – это предвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей, родителей и одноклассников. И в школе ему нужна особая поддержка и внимание со стороны педагогов. Необходимо обсуждать этот вопрос с ответственными взрослыми, непременно оставаясь на стороне ребёнка, что бы ни произошло.

Екатерина Шумейко

Фото с сайта top-fon.com

Комментарии:
CAPTCHA