Вопрос специалисту

Подростковый возраст приёмного ребёнка: как вести себя родителям

Подростковый возраст приёмного ребёнка: как вести себя родителям

Подростковый возраст – это период «превращения» ребёнка во взрослого человека. Изменения происходят на всех уровнях. Преображается тело. Появляется ощущение собственной уникальности. Меняется восприятие мира и себя в нём. Все эти изменения сопровождаются новыми ощущениями, яркими эмоциями и переживаниями.

То, как ребёнок пройдёт подростковый этап развития, зависит от его внутреннего состояния, накопленного опыта и от поддержки и участия людей, которые его окружают.

Подростковый возраст у всех детей проходит по-разному, и у приёмных детей, в том числе. У сирот за плечами имеется опыт негатива и равнодушия взрослых, поэтому они научились никому не доверять, быть гибкими и изворотливыми. Чтобы сгладить острые углы и вовремя прийти на помощь, приёмному родителю необходимо понимать, что происходит с подростком. Это может быть непросто из-за отсутствия информации об опыте приёмного ребёнка, поэтому в общении с ним понадобятся внимательность, чуткость, принятие и терпение.

На основе своего опыта воспитания приёмных детей я выделила важные моменты, на которые стоит обратить внимание родителям.

Подводные камни взросления приёмного ребёнка

Непринятие себя. Подростковый возраст связан со множеством перемен. Физические изменения вызывают первую волну переживаний и беспокойства. Ребёнку, имеющему опыт отвержения, сложно принять себя и происходящие с ним перемены. Вместо принятия может наступить усиление отвержения себя и, как следствие, желание изменить внешность, предпочтения в одежде и даже самоповреждающее поведение.

Как реагировать:

  • Сохранять спокойствие
  • Обсуждать с ребёнком его переживания по поводу физических изменений и внешнего вида
  • Не критиковать его поведение и внешний вид. Можно вносить коррективы в виде пожеланий. Если внешний вид не соответствует моральным нормам или нарушает правила учебного заведения, не стоит устраивать личного конфликта. Лучше привлечь третье лицо. Пусть о нарушениях с ребёнком поговорит классный руководитель, завуч, соцработник, психолог.
  • Если заметили у ребёнка самоповреждающее поведение, обратитесь к специалисту.

Эмоциональный взрыв. Физиологические изменения влияют на эмоциональное состояние подростка. Дети становятся более чувствительными, легко расстраиваются, проявляют раздражение и даже агрессию. Им очень трудно контролировать свои чувства и поведение.

У приёмных детей ситуация усугубляется наличием психологических травм. На фоне происходящих подростковых изменений эти травмы могут выйти на поверхность. Тогда на приёмных родителей выливается эмоциональный поток боли, обид, недовольства и агрессии.

Как реагировать:

  • Не принимать на свой счёт. Ребёнок переносит на вас свои переживания, связанные с кровной семьёй и ситуациями из прошлого. Проявите сочувствие к его страданиям.
  • Не запрещать ребёнку выражать эмоции, но сохранять свои границы и границы дозволенного.
  • Если эмоциональные взрывы происходят вне семьи, оставаться на стороне ребёнка. Вы не отвечаете за его проявления, но несёте ответственность за последствия, помогая ребёнку правильно выйти из конфликтной ситуации.

Отсутствие опоры. Быть стойким в трудные моменты жизни человеку помогает внутренняя опора. Её формирование происходит в раннем детстве в отношениях с родителями. Их поддержка и забота постепенно переходят у ребёнка в чувство уверенности и способность опираться на самого себя.

У приёмных детей в большинстве случаев не происходит формирования внутренней опоры. Их кровные родители не были способны дать поддержку или вовсе отсутствовали. А «подпорки», которые брошенный ребёнок сам себе выстроил, очень хрупкие. Они не могут удержать его в равновесии и дать чувство уверенности и безопасности.

Отсутствие внутренней опоры делает приёмного подростка неустойчивым. Он пытается найти опору вовне (вызывающее поведение и внешний вид, компания сверстников и т.п.) или прячется от мира, уходя в чтение книг, зависание в соцсетях, видео, играх.

Как реагировать:

  • Не воспринимать вызывающее поведение как попытку доминировать. Это скорее показатель слабой внутренней позиции, крик о помощи.
  • Не конфликтовать с ребёнком. Оставаться в позиции взрослого.
  • Проявить понимание, предложить поддержку, постараться стать для подростка опорой.
  • Если ребёнок вас не слышит, ушёл в себя, обратиться за помощью к психологу. Он поможет наладить взаимодействие и избежать конфликтов.

Подростковый кризис может стать поводом для сближения, развития доверия и взаимопонимания. И это во многом зависит от взрослого. Будьте рядом, проявляйте принятие и терпение. Подростку сейчас как никогда нужна ваша поддержка.

Комментарии:
CAPTCHA