Конфликты в семье — неизбежная часть жизни. Они могут возникать по самым разным причинам: от бытовых вопросов до глубоких эмоциональных разногласий. Важно научиться преодолевать конфликты и находить способы их решения, чтобы сохранить гармонию и благополучие в отношениях.
Уметь решать конфликтные ситуации – ценный навык, который очень пригодится в жизни. Как известно, идеальных людей не бывает, поэтому ссоры и разногласия в семье – норма. Выйти из конфликта достойно – задача, которую нужно научиться решать.
Привычные стратегии выхода из конфликта
Нежелание слышать друг друга. «Не хочешь слушать мое мнение, а я не хочу слышать твое». Далее обычно идет хлопанье дверьми и молчание одной или обеих сторон.
Конфликт не решен! А значит он разразится снова, только с большей силой.
Доминирование. «Ах, не хочешь меня слушаться. Вот я тебе покажу!»
Интересы одной из сторон полностью игнорируются. Другая сторона (более сильная) просто подавляет слабого противника. Очередной конфликт неизбежен!
Уступчивость. «Так, ты не доволен. Наступлю себе на горло и уступлю. А сам буду страдать».
Один из членов семьи не сможет удовлетворять свои потребности в полной мере. Это неизбежно приведет к дисбалансу в отношениях.
Компромисс. «Ладно, я готова смириться с тем, что ты приходишь после 21:00, но тогда по утрам моешь посуду!»
Вроде бы стороны нашли мирное решение, и конфликт кажется, разрешился, однако стороны не учитывают совместимость и общность интересов. В итоге конфликт может разразиться с новой силой.
Сотрудничество. Она: «Я понимаю, что ты устаешь и не можешь забирать меня с работы, собирая пробки. Он: «Давай подумаем над тем, чтобы купить тебе автомобиль».
Это – самый оптимальный вариант решения конфликта. Стороны коммуницируют, находят выход, который направлен на удовлетворение интересов двух сторон и сохранение долгосрочных отношений.
Конечно, далеко не всегда вариант сотрудничество возможен. Но компромисс и сотрудничество – это те стратегии, которые дают наиболее щедрые плоды.
Золотые правила мирного спора
- Хотите научиться решать конфликты? Научитесь держать эмоции под контролем. Никогда не опускайтесь до оскорблений. Это – обязательное правило.
- Заранее оговорите то самое слово, после которого все, все, абсолютно все должны замолчать. Например, слово «стоп».
- Попытайтесь успокоиться. Если чувствуете, что вот-вот взорветесь, досчитайте до 10. Не помогло? Сядьте на стул или диван. В этой позе злиться гораздо сложнее. Не помогло? Честно заявите собеседнику, что вам нужно время, чтобы «успокоиться и подумать».
- Чувствуете, что готовы продолжить? Слушайте друг друга. Чтобы все было справедливо, поставьте таймер, например, на 1-2 минуты, чтобы каждый высказался.
- Разрешать конфликт нужно в диалоге. А чтобы его «завязать», используйте «я-сообщения», демонстрирующие, что вы признаете чувства собеседника. Например: «Я чувствую, как сильно ты переживаешь. Мне важно, чтобы ты не обижался, поэтому хочу, чтобы проблема была решена таким образом».
Во время конфликта ВАЖНО держать под контролем эмоции; уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику; дать возможность собеседнику высказаться, даже если его точка зрения отлична от вашей; обеспечить себе и собеседнику безопасные границы – каждая из сторон должна быть уверена, что она не услышит оскорблений и унижений; изложить свою точку зрения спокойно и уверенно; вместе обсудить, как прийти к согласию и сотрудничеству.
В процессе конфликта НЕЛЬЗЯ
- Критиковать оппонента.
- Приписывать ему дурные намерения, давать негативную оценку.
- Демонстрировать словом или делом свое превосходство.
- Игнорировать интересы партнера и перекладывать на него всю ответственность.
- Смотреть на ситуацию только со своей стороны.
- «Нападать», кричать на партнера, задевать его «уязвимые» места.
- Строить разговор на обвинениях и претензиях.
Что точно поможет в конфликте
Возьмите на вооружение фразы, которые помогут направить конфликт в мирное русло.
«Я благодарен тебе за то, что согласился (-ась) поговорить со мной». Хотите снизить градус конфликта? Начните со слов благодарности! Это покажет, что вы дорожите отношениями и хотите их сохранить.
«Пожалуйста, помоги мне понять». Попробуйте сказать эту фразу, и увидите, как поменяется атмосфера разговора. Высказывание демонстрирует, что вы не пытаетесь обвинить собеседника, а хотите найти причину конфликта, пытаетесь найти мирный путь решения проблемы.
«Давай попробуем решить эту проблему вместе». Эта фраза – не что иное как призыв объединиться. Вы говорите: «Да мы не враги вовсе, мы – друзья!», включая другого человека в поиск решения проблемы.
«Ты прав! Это действительно хорошее замечание». Нанося «удар» критикой, оппонент желает вас вывести из себя. Вместо этого вы признаете, что он прав. Такая фраза помогает направить разговор в конструктивное русло, ведь вы считаете, что замечания второй стороны имеют для вас вес.
«Я слышу все, что ты говоришь». В конфликте всегда кажется, что тебя не слышат, поэтому эта фраза будет уместной. Она показывает, что вы не игнорируете мнение оппонента и готовы искать решение, которое устроит обе стороны.
«Что мы сделаем по-другому в следующий раз?». Эти слова куда лучше, чем взаимные упрёки и обиды. А еще они действительно несут конструктив! Наверняка подобная ситуация повторится, и будет здорово, если вы с партнером будете во всеоружии.
Анализ – важный этап после каждого конфликта. Ответьте себе на вопросы честно: почему произошел конфликт? Можно ли было его избежать? Как это нужно было сделать? Есть ли моя вина в конфликте? Если так, признайте это и извинитесь перед оппонентом.
Смотрите на конфликты как на возможность развить свое умение коммуницировать с близкими вам людьми, работать с ними в команде. Убедитесь еще раз в том, что вы, как носитель семейных ценностей, практикуете взаимоуважение, сочувствие, активное слушание и мудрость даже в непростых ситуациях.