Чтобы ребенок рос счастливым и здоровым, нужно удовлетворять его потребности. И если с физическими всё более или менее понятно, то с потребностями психологическими всё не так просто, как кажется. Проблема в том, что о таких потребностях ребенок не скажет словами. Родителям нужно быть очень чуткими, внимательными, чтобы понять, что именно ему нужно в тот или иной момент.
Чтобы определить потребности ребёнка, нужно обратить внимание на его поведение, интересы и предпочтения.
Потребность в любви и принятии. В основе здоровой психики ребенка лежит любовь. Именно она дает возможность чувствовать себя в безопасности, быть уверенным в себе, быть открытым миру, быть счастливым.
Потребность в принятии – это желание чувствовать себя любимым, ценным и важным. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и принимают со всеми недостатками.
Как определить. О том, что у ребенка имеется потребность в любви и принятии, говорит его поведение. Он требует внимания – задает много вопросов, говорит о своих переживаниях, обнимает. При недостатке эмоциональной близости он может плакать и тревожиться, ревновать к младшим детям и бороться за внимание родителей. О неуверенности в принятии может говорить и частое стремление к похвале и одобрению.
Рекомендации родителям. Каждый день обнимайте и целуйте ребенка, вместе играйте, читайте, ходите на прогулки. В беседе с ним проявляйте интерес, уважение и внимание к его словам. Если у вас несколько детей, постарайтесь уделять внимание каждому из них и хоть немного оставаться наедине.
Потребность в режиме дня. Распорядок дарит чувство стабильности и предсказуемости, что важно для физического и психического здоровья ребенка. Именно строгий распорядок позволяет ребенку быть более организованным, работоспособным.
Как определить. Эта потребность ребенка выражается следующими признаками: усталостью, раздражительностью, тяжелым засыпанием; забывчивостью, непониманием, что и когда нужно делать; потерей интереса к учебе/играм.
Рекомендации родителям. Составьте удобный распорядок, уделяя должное внимание сну. Школьникам до 12 лет нужно спать 9-12 часов, а старшие дети – 8-10 часов. Укладываться спать нужно не позднее 22:00. Практикуйте совместное обсуждение ежедневных планов перед сном, создайте свои ритуалы: например, чтение книг.
Как определить. Потребность ребенка в распорядке дня выражается следующими признаками: усталостью, раздражительностью, тяжелым засыпанием; забывчивостью, непониманием, что и когда нужно делать; потерей интереса к учебе/играм.
Рекомендации родителям. Составьте удобный распорядок дня. Уделите внимание сну. Для школьников от 6 до 12 лет на сон стоит выделять 9-12 часов, а для старших детей – 8-10 часов. Ложиться спать нужно не позднее 22:00. Практикуйте совместное обсуждение ежедневных планов перед сном, создайте свои ритуалы: например, чтение книг.
Потребность в дисциплине. Дисциплина дает ребенку понимание границ, способствует развитию самоконтроля и ответственности за свои поступки.
Как заметить. Признаками являются: упрямство, протест или игнорирование правил, хаотичность в действиях – ребенок то послушно соблюдает правила, то пробует границы на прочность.
Советы родителям. Постарайтесь наладить с ребенком эмоциональную близость, потом – дисциплину, доброжелательно рассказав, что такое правила, для чего важно их соблюдать. Дети должны знать, что от них ожидается, и какие действия являются неприемлемыми. Объясните, почему эти правила важны, какие последствия несёт их нарушение.
Потребность в самостоятельности. По мере взросления ребенка для него особенно важной становится потребность в самостоятельности.
Как определить. Чадо стремится брать на себя ответственность. Он убирает свою комнату, выбирает одежду и выполняет другие небольшие задачи. На попытки родителей сильно вмешиваться в его действия реагирует недовольством.
Рекомендации родителям. Не лишайте ребенка возможности делать самостоятельный выбор в том, что ему под силу. Хвалите за проявление самостоятельности.
Дети, которых родители ограждают от ответственности, становятся неуверенными в себе, и часто склонны к депрессивным переживаниям.
Потребность в общении и социальной адаптации дети испытывают с раннего возраста. Им необходимо взаимодействие с окружающими, а также поддержка в процессе социализации.
Как определить. Нехватка взаимодействия со сверстниками может выражаться следующими признаками: скукой или агрессией; трудностями в коммуникации с окружающими; готовностью сделать все что угодно, лишь бы с ним дружили.
Рекомендации родителям. Чтобы ребенок мог регулярно общаться со сверстниками, отдайте его в детский сад, кружок, школу. Для «домашних» детей создавайте возможности для игр и регулярных встреч с ровесниками.
Объясняйте, как решать конфликты мирным путем, подсказывайте, как выбирать друга, как стать хорошим товарищем.
Потребность в удовольствии и игре. Для детей игра является не только развлечением, но и эффективным инструментом для развития воображения, творческих способностей и эмоций.
Как определить. Ребенок вял и пассивен, медлителен, не знает, чем занять себя, часто жалуется на скуку.
Рекомендации родителям. Именно в игре происходит большая часть роста, включая даже рост мозга. Давайте детям возможность играть!!! Предлагайте различные варианты игр, чтобы он нашел то, что нравится.
Для установления обратной эмоциональной связи принимайте участие в играх ребенка. Покажите, что его интересы важны для вас.
Каждая из потребностей связана друг с другом. Любовь, принятие, дисциплина, потребность в признании и уважении обеспечивают стабильное физическое психическое состояние, дарят ощущение безопасности, уверенности в себе, делают человека счастливым.
Родителям важно наблюдать за поведением ребенка, уметь не только слушать, но и слышать, быть чуткими к изменениям в поведении.
По вопросам воспитания детей сейчас можно обратиться в Семейные многофункциональные центры – на квалифицированную всестороннюю поддержку может рассчитывать любая семья с детьми, обратившаяся в службу. Высокое качество и доступность социальных услуг, максимальное внимание к потребностям конкретной семьи – основные приоритеты в работе СМФЦ.
Соня Шевченко
Психолог, автор статей для профессиональных изданий
Фото с сайта sch1151zg.mskobr.ru