Мобильные телефоны прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают доступ к любой информации, связь с родными и друзьями, возможность обучаться дистанционно, развлекаться, совершать покупки онлайн ….
Однако есть и обратная сторона – это зависимость, которой особенно подвержены дети и подростки. Чем больше контента они видят, тем больше им показывают такого же — здорово же! Увиденное стимулирует участки мозга, ответственные за сиюминутное удовольствие. Со временем гормон удовольствия вырабатывается не так быстро — и за пролистыванием ленты приходится проводить всё больше времени.
87% подростков проводят в интернете свободное время, и треть из них – более 8 часов в сутки! Это – тревожная тенденция, которая может подорвать физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Основные причины зависимости
Родителям стоит знать, что зависимость от телефона не возникает на пустом месте. Она формируется под влиянием ряда факторов.
Одиночество. Виртуальное общение компенсирует дефицит живого взаимодействия с семьей и сверстниками. Когда ребенок чувствует себя одиноким, он ищет утешение в социальных сетях, мессенджерах или играх, которые создают иллюзию общения и принятия.
Проблемы в семье. Конфликты между родителями заставляют ребенка искать утешение в онлайн-мире. Если в семье часто случаются ссоры, если родители не уделяют достаточно внимания ребенку, он может найти «отдушину» в телефоне, где все кажется проще и безопаснее.
Комплекс неполноценности. В социальных сетях дети и подростки чувствуют себя увереннее. Онлайн-общение позволяет умело скрывать свои недостатки, выбирать удачные фотографии, избегать неловких ситуаций, что делает виртуальный мир более комфортным, чем реальный.
Влияние сверстников. Социальные сети стали нормой среди подростков, и желание «быть как все», «быть в курсе всех новостей» формирует привычку постоянного использования гаджетов. Дети боятся оказаться «не в теме», не узнать последние новости или мемы, что делает их привязанными к телефонам.
Недостаток впечатлений. Виртуальная реальность предлагает яркие эмоции, которые ребенку сложно получить в обычной жизни. Игры, видео, соцсети и другие онлайн-развлечения дают мгновенный выброс дофамина, вызывая привыкание.
Профилактика зависимости
Личный пример. Дети копируют поведение взрослых. Если родители постоянно сидят в телефоне, ребенок поступает так же.
Проблему всегда проще предупредить, чем бороться с ее последствиями. Порой в зависимости виноваты именно родители. Согласитесь, гораздо удобнее дать ребенку телефон, чем поиграть или почитать с ним. Ведь в это «тихое время» можно спокойно поговорить по телефону… Начните с себя – уделяйте время ребенку, а не заменяйте себя телефоном.
Правила и контроль. Запрещать гаджеты – не выход. Важно научить «здоровому взаимодействию» с техникой. Создайте в семье культуру осознанного использования гаджетов.
- Контроль – первый шаг к успеху. Установите четкие временные лимиты на игры, социальные сети и видео.
- Введите строгие правила и границы. Например, за столом – без телефона, выходные – без телефона.
- Организуйте гаджет-детокс (полный отказ от пользования гаджетом), например, по субботам.
- За час до сна убирайте телефоны, заменяя их книгами или настольными играми.
- Отключите push-уведомления, чтобы снизить частоту проверки экрана.
- Чаще проводите время «вживую», старайтесь каждый раз повышать качество общения, делать его душевным, запоминающимся, ярким, интересным.
Следите, чтобы все члены семьи соблюдали установленный график, тогда и ребенок не будет чувствовать себя ущемленным.
Здоровая альтернатива. Зависимость формируется там, где нет других источников радости и самореализации. Помогите ребенку найти то, что будет его радовать не меньше, чем общение в соцсетях.
- Запишите в спортивную секцию, вовлекайте в активные игры со сверстниками во дворе.
- Помогите найти интересное хобби: рисование, музыка, конструирование…
- Играйте с детьми в настольные игры: шахматы, пазлы, викторины.
- Создайте семейные традиции: тематические вечера, совместное кулинарное творчество, просмотры фильмов, чтение книг «по ролям».
- Организуйте походы, пикники, экскурсии. Покажите на личном примере, что «живые впечатления» гораздо ценнее виртуальных.
- Попробуйте влюбить детей в чтение.
Поддержка и доверие. Важно не только ограничивать время в телефоне, но и выстраивать доверительные отношения с ребенком.
- Больше интересуйтесь чувствами и переживаниями ребенка. Спрашивайте, что происходит в его школьной жизни, с кем дружит, какие эмоции испытывает.
- Не критикуйте его увлечения, а помогайте развивать полезные навыки. Совместная деятельность способствует формированию доверительных и теплых отношений между родителями и детьми.
- Создавайте ситуации, в которых ребенку комфортно выражать мысли без страха осуждения. Сын или дочь должны быть уверены в том, что и в радости, и в горе вы всегда будете на его стороне, что они могут обратиться к вам с любой проблемой, а не искать утешения и поддержку на стороне – в соцсетях и сомнительных компаниях.
Поощрение индивидуальности. Очень часто дети зависают в соцсетях, потому что боятся быть не в тренде, пропустить какие-то новости, показаться немодными. Поясните, что быть не как все, не интересоваться трендами, иметь свое мнение и вкус – это действительно круто.
Цифровая грамотность. Родители должны разбираться в технологиях, чтобы:
- понимать, какие приложения использует ребенок, какие из них могут быть опасны, как защитить от сомнительных и опасных знакомств;
- обучить его безопасному поведению в интернете;
- объяснить последствия цифровой зависимости.
Главная цель профилактики зависимости от телефона у взрослых и детей – это не запретить гаджеты, а научить детей разумно пользоваться ими себе во благо. Чем больше будет в жизни ребенка интересных занятий, живого общения и поддержки, тем меньше будет тяга к смартфону.
Дети не просто копируют наши слова, они копируют наш образ жизни. Сделайте так, чтобы ваш пример вдохновлял их на активное, насыщенное приятными событиями счастливое детство, а гаджеты они использовали лишь по мере необходимости.