Причины детской лени и способы исправления ситуации

Причины детской лени и способы исправления ситуации

08.12.2025

Слово «лень» мы слышим и произносим настолько часто, что оно стало универсальным ярлыком для детей. Вы не поверите, но в 90% случаев лень у ребенка оказываются вовсе не ленью, это – симптом, и задача родителей – определить, что за ним стоит.

Что может маскироваться под «лень»?

Усталость и перегрузка. Зачастую день ребенка расписан по минутам. И, чем он старше, тем плотнее его расписание. Времени на то, чтобы отдохнуть, выспаться, пообщаться с друзьями просто не остается. Лень может быть единственным доступным способом сказать: «Я устал, мне нужна передышка». Это – истощение ресурсов, а не отсутствие воли.

  • Проверьте «базовые настройки» – иногда это решает 50% проблем.

- Убедитесь, что ребенок высыпается – 9-12 часов в зависимости от возраста;

- играет или просто гуляет на свежем воздухе;

- питается сбалансированно.

  • Пересмотрите расписание: помимо загруженных дней в нём должно быть время, которое ребенок сможет «потратить» по своему усмотрению, например, просто полежать на диване, поиграть в игры, пообщаться с друзьями. Помогите ребенку организовать свой день так, чтобы он все успевал, и отдыхать – тоже! Научите составлять расписание, чередовать отдых и работу, расставлять приоритеты.

Отсутствие интереса и смысла. Нет личного интереса или понятной цели – нет и энергии для действий. «Зачем убирать игрушки, если завтра снова буду играть?», «Зачем учить эту тему, если она скучная и не понятно, где пригодится?»

  • Исходя из интересов ребенка, создавайте смысловые материалы:

- связывайте скучные задачи с увлечениями ребенка. Обожает игры? Превратите математику в квест. Увлекается космосом? Найдите документальный фильм на английском;

- честно объясняйте свои просьбы и требования. Не «потому, что я сказала», а «чтобы твоя комната стала местом, где приятно проводить время».

Гиперопека. Родители нередко берут на себя слишком много задач, которые ребёнок мог бы выполнять самостоятельно, и он привыкает к тому, что за него всё делают взрослые, и теряет мотивацию к самостоятельным действиям.

  • Всё, что ребенок может делать сам, пусть делает – это важный этап его развития. Не забывайте, что задача родителей – подготовить ребенка к жизни, а не повесить на шею тем, с кем он будет жить. И лени поубавится. На то, чтобы научить ребенка что-то делать самостоятельно, может уйти много сил и времени, но «игра точно стоит свеч».

  • Меняйте формулировки. Говорите: не «Я сделаю», а «Я уверен(а), что ты справишься», «Это – твоя зона ответственности, я тебе доверяю».

Темперамент. Да, и этот фактор никто не отменял. Холерикам и сангвиникам сложно выполнять кропотливую работу, поэтому они будут ее избегать. Флегматики и меланхолики сложно принимают решения, поэтому быстрые задачи требуют от них определенных усилий.

  • Старайтесь адаптировать задачу под темперамент ребенка. Например, «разбивайте слона на части», вносите элементы игры, используйте соревновательный метод и конечно, не забывайте о похвале.

Проблемы с самоорганизацией. Некоторые дети не умеют планировать время и распределять силы. Ребенок просто НЕ ЗНАЕТ, как подступиться к большому проекту или с чего начать уборку. Его волю парализует не объем задачи, а непонимание алгоритма.

  • Переводите фокус с результата на процесс. Вместо: «Быстро убери комнату», скажите: «Давай начнём с одного стола. Я помогу разобрать тетрадки, а ты убери карандаши и положи на место конструктор».

  • Научите планировать: используйте визуальные планеры, доски, чек-листы. Помогите начать, но не продолжайте – пусть ребенок делает это сам.

  • Установите чёткие и последовательные границы (время для уроков, для гаджетов), но внутри этих границ давайте свободу выбора: «Сделаешь уроки до 18.00 – свободное время твоё».

Отсутствие примера для подражания. Если ребёнок не видит, как взрослые выполняют свои обязанности и достигают целей, ему сложно понять, зачем прикладывать усилия.

  • Важно демонстрировать свою заинтересованность в делах и показывать, как важно доводить начатое до конца.

Эмоциональный дефицит. Если ребенку не хватает родительского внимания, тепла, поддержки, он может лениться, чтобы наконец получить внимание, пусть и негативное.

  • Давайте качественное внимание. Проводите время без нотаций и уроков. Играйте, гуляйте, болтайте о пустяках. Часто именно «наполненный» эмоциональный резервуар дает силы для деятельности.

Труд как наказание. Если в вашей семье трудом наказывают, то не удивляйтесь, что ребенок будет стараться во что бы то ни стало избегать «наказания».

  • Попробуйте использовать труд как награду. Например, можно весело сообщить, что теперь ваша дочь взрослая, и вы можете доверить ей такое ответственное дело как 10-минутная глажка белья.

Меняя ракурс с «он ленивый» на «ему сложно, и я могу помочь определить причину», мы не просто исправляем лень, а учим чадо самопознанию, регуляции эмоций и ответственности. Строим мост к его внутренней мотивации, которая станет однажды самым надежным двигателем его жизни.

Соня Шевченко
психолог, автор статей для профессиональных изданий
Фото с сайта Freepik
Вернуться назад