Готовность ребенка к школе – многогранный показатель, охватывающий не только интеллектуальные аспекты – например, память и мышление, но и психологические – умение адаптироваться к новой обстановке, соблюдать правила и нормы.
Поступление в школу — важный этап в жизни каждого ребёнка, и чтобы он начался успешно, нужно учесть его психологическую и интеллектуальную зрелость.
Готовность ребенка к школе – многогранный показатель, охватывающий не только интеллектуальные аспекты – например, память и мышление, но и психологические – умение адаптироваться к новой обстановке, соблюдать правила и нормы и т. д.
Психологическая готовность ребёнка к школе включает в себя несколько аспектов:
Мотивация к обучению. Ребёнок должен проявлять интерес к новым знаниям, желать учиться и узнавать новое. Важно, чтобы учёба была для него не только обязанностью, но и увлекательным процессом.
Если дошкольник активно выполняет порученные ему задания, например, нарисовать или раскрасить рисунок, решить простые примеры, то это говорит о наличии мотивации к обучению.
Если ребенок отказывается выполнять подобные задания – это сигнал о недостаточной готовности к обучению. Взрослым потребуется постепенно приучать будущего школьника к выполнению заданий. Давайте ему отдыхать, хвалите за прилагаемые усилия, чтобы мотивировать к обучению.
Эмоциональная устойчивость. Ребёнку необходимо уметь справляться со стрессом, контролировать эмоции и адекватно реагировать на различные ситуации. Это поможет ему легко адаптироваться к школьной жизни и сохранять психологическое равновесие.
Самостоятельность. Малыш должен быть готов к тому, что в школе ему придётся самостоятельно переодеваться, следить за расписанием и личными вещами.
Умение общаться. Ребёнок должен уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, слушать и слышать других, корректно и понятно выражать мысли и чувства.
Волевые качества. Важно, чтобы у ребёнка были развиты волевые качества – такие, как настойчивость, целеустремлённость и умение преодолевать трудности. Это поможет ему успешно справляться с учебными заданиями и достигать поставленных целей.
Эффективный способ проверить психологическую готовность ребенка к школе – играть в школу с игрушками. Это поможет определить, насколько ребенку тяжело усидеть на уроке, как он справляется с заданиями, находит ли друзей.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе включает в себя:
Общий кругозор. Ребенок, готовый к школе, знает свой возраст, дату рождения, адрес, имена родителей и их профессии. Он способен назвать домашних и диких животных, виды транспорта, раскрыть суть основных понятий, различать буквы, считать до 20 и обратно.
Для развития кругозора очень полезно читать познавательные книги, просматривать развивающие мультфильмы, обсуждать информацию об окружающей среде: растениях, птицах, насекомых, зданиях.
Развитие речи. Ребёнок должен иметь достаточно богатый словарный запас, уметь правильно произносить слова, строить предложения и выражать мысли. Это поможет ему легко усваивать учебный материал и общаться с учителями и одноклассниками.
Оценить развитие речи можно, попросив ребенка составить рассказ по нескольким картинкам. Если он справляется с заданием, создавая внятный рассказ, можно смело говорить о достаточно хорошо развитой речи.
Внимание и память. Память, как краткосрочная, так и долговременная, играет значимую роль в обучении. Важно, чтобы ребёнок умел концентрировать внимание на задаче, запоминать информацию и воспроизводить её по необходимости.
Память можно развивать, предлагая ребенку пересказывать прочитанное или вспоминать события дня.
Мышление. Ребёнок должен уметь рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Это поможет ему решать задачи, понимать учебный материал и применять полученные знания на практике.
Этому способствуют сравнение изображений, поиск схожих признаков на картинке и исключение лишних элементов из предметного ряда.
Пространственная ориентация и мелкая моторика. Важно, чтобы малыш умел ориентироваться в пространстве, координировал движения рук и глаз, имел развитую мелкую моторику. Это поможет ему в выполнении письменных заданий.
Базовые знания. Ребёнок должен иметь представление о числах, формах, цветах, различать основные геометрические фигуры. Эти знания помогут ему в изучении математики и других предметов.
Проверить уровень подготовки к школьному обучению можно по наличию у ребенка следующих навыков:
- поиск 10 отличий между схожими картинками;
- выделение одинаковых объектов на похожих картинках;
- подбор недостающих фрагментов изображений;
- прохождение лабиринтов мысленно, без помощи пальца;
- запоминание до 9 предметов за полминуты (их можно нарисовать на бумаге или просто положить перед ребенком на стол);
- повторение минимум 5 из 10 услышанных слов;
- воспроизведение простых фраз после двух повторений;
- запоминание последовательности из 6 цифр;
- описание изображения по памяти;
- нахождение логических пар и закономерностей;
- установление последовательности событий;
- сбор картинки из 15 фрагментов;
- умение обобщать – например, ребенку даются карточки, а он разделяет их на три группы: овощи, фрукты, несъедобные предметы.
Если ребенок легко справился с вышеназванными заданиями, значит, он готов к началу обучения в школе.
Можно воспользоваться следующими методами
- Попросите изобразить человека. Чем больше деталей сможет нарисовать ребенок, тем лучше.
- Предложите воспроизвести 10 точек, расположенных произвольно на листе бумаги. Это покажет уровень пространственного мышления.
- Прочтите условие задачи один раз: например, «нарисуй 6 квадратов, заштрихуй первый и пятый». Это поможет оценить слуховую память и внимательность. Оцените, насколько успешно справится ребенок.
Учитывайте эти критерии, чтобы помочь ребёнку успешно адаптироваться к школьной жизни и раскрыть свой потенциал.
Что делать, если ребенок пока не готов к школе?
Нет детей, которые были бы на 100% готовы к обучению в школе – в любом случае потребуется адаптация. Чем больше внимания получит ребенок перед началом обучения и во время обучения, тем более уверенно он будет себя чувствовать.
Если по многим критериям ребенок не достигает школьного уровня зрелости, эксперты рекомендуют отложить поступление на год.