Как говорить с детьми о вреде алкоголя

Как говорить с детьми о вреде алкоголя

10.11.2025

Если верить статистике, то первое знакомство ребенка с алкогольными напитками приходится на 13-14 лет. Разумеется, до этого периода родителям следует вооружить своих детей знаниями, которые помогут им выстроить здоровые отношения с алкоголем.

Как говорить с детьми о вреде алкоголя

Когда? Не дожидаясь подросткового возраста. Простые беседы можно проводить уже в 7-9 лет – о том, почему «взрослые напитки» для детей опасны.

Самое главное – строить разговор на понятном языке и донести – то, что ешь, пьёшь, делаешь, оказывает влияние на состояние здоровья. Например, очень полезны для организма овощи и фрукты, потому что они содержат витамины, которые помогают глазам сохранять зрение, коже – красоту, волосам – блеск.

Есть полезные привычки: например, ложиться спать до 22:00, пить чистую воду. После этого расскажите о том, что есть очень вредные привычки, например, употребление алкоголя – он губительно действует на все органы. От него можно умереть.

Будет хорошо, если вы предоставите ребенку понятные и правдивые факты, не запугивая, а объясняя. В этом случае велика вероятность, что при знакомстве с алкоголем он будет осторожным и предусмотрительным.

Если ведете разговор с подростком, спросите, что он знает об алкоголе. Может, видел сцену в фильме? Слышал разговор старших? Его мнение – отправная точка. Не перебивайте и не осуждайте предположения взрослеющего чада, даже если они кажутся наивными.

Подростку не интересны ваши предостережения о «разрушении печени через 20 лет». Его волнует сегодня: энергия, успех у сверстников, контроль над своей жизнью.

Расскажите чаду о том, что по статистике большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Пьяные часто попадают в опасные ситуации, травмируются. Людей, потерявших над собой контроль, высмеивают, подставляют, обманывают.

Нередко случается, что в компаниях, где царит «коллективный разум», информация часто «сливается». Подростки с удовольствием снимают на фото и видео пьяного друга или подругу, и потом выставляют его предметом насмешек.

Возможно, стоит поделиться историей об опыте употребления алкоголя друзей или знакомых, посмотреть видео, где запечатлены выпившие люди. В состоянии опьянения человеку кажется, что он выглядит очень достойно, смешно шутит, что все взгляды противоположного пола устремлены на него, а по факту оказывается, что это далеко не так.

Говоря о последствиях употребления алкоголя, обязательно расскажите, что это очень опасно для организма, который находится в стадии развития.

Задавайте вопросы. Детям нравится ощущать свою важность и значимость. Задавайте открытые вопросы: «Что ты думаешь об алкоголе?», «Почему, по-твоему, люди начинают пить?», «Были в твоей компании такие ситуации?», «Тебе приятен выпивший человек?». Ваш разговор не должен напоминать нудную лекцию.

Задача родителей – проинформировать, что алкоголь вызывает опьянение: речь становится невнятной, сознание – спутанным. Даже напиток, приятный на вкус, может стать причиной отравления, которое проявится тошнотой, рвотой, нарушением координации.

Сфокусируйтесь на краткосрочных последствиях:

  • потеря контроля, ведущая к травмам и неловким ситуациям;
  • влияние на внешность: лишний вес, проблемы с кожей;
  • проблемы с учебой и спортом;
  • трата денег.

Отработайте тактику отказа. Проигрывайте сценки: «Как сказать «нет» друзьям, предлагающим выпить?». Предложите фразы: «Не хочу, мне это не интересно», «У меня завтра тренировка», «Я и так хорошо провожу время».

Показывайте достойный пример. Дети часто подражают родителям. И если они видят их с бокалом вина или рюмкой водки, велика вероятность, что последуют их примеру. Следите за собой, за своими привычками, ибо сколько бы мы не воспитывали детей, все равно они будут похожи на нас.

Многие дети, видя, как в семье собираются гости, делают неправильные выводы о том, что состояния эйфории, веселья можно достичь, только поглотив изрядную порцию алкогольных напитков. Покажите детям, что это не так!

Почему люди употребляют алкоголь? Дети очень часто задают этот вопрос. Вот как можно на него ответить.

Социальные причины – чтобы быть своим. Часто предлагают выпить в компаниях. Люди думают, что с выпивкой веселее, проще познакомиться и расслабиться. Отказавшихся часто называют «слабыми» и «некрутыми», но эти люди как раз с большой внутренней силой – они не боятся быть собой.

Психологические – способ избежать проблем. Желание выпить часто возникает у людей, когда им грустно, одиноко, страшно или возникли неприятности. Алкоголь на время создает иллюзию расслабления и забытья. Но это – ловушка: проблемы-то никуда не уходят, они накапливаются и превращаются в «снежный ком». Это как взять кредит под огромные проценты: немного спокойствия сейчас, а в скором будущем – серьёзные проблемы. Говорите детям о том, что любую проблему можно решить, и вы всегда готовы прийти на помощь.

«Взрослость и бунт» – запретный плод сладок. В период взросления алкоголь нередко кажется символом взрослой жизни, свободы, самостоятельности, способ бросить вызов правилам. Но к взрослости алкоголь имеет посредственное отношение. Настоящая взрослость – это умение принимать взвешенные решения, нести за них ответственность и контролировать свою жизнь, а не делегировать этот вопрос бутылке.

Скука и отсутствие интересов. У людей нет увлечений, которые приносят настоящую радость и драйв. Алкоголь дает короткую ненастоящую замену этим чувствам.

Физическая зависимость. Если человек пьет долго и много, его организм перестраивается и уже не может без этого работать. Это – зависимость, алкоголизм – болезнь, при которой человек теряет контроль над собой и своей жизнью. И начинается она часто с безобидных, на первый взгляд, причин.

После объяснения причин нужно перенаправить фокус с алкоголя на здоровые альтернативы и критическое мышление.

Соня Шевченко
психолог, автор статей для профессиональных изданий
Фото с сайта Freepik
Вернуться назад

Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

Тест
Photo