Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освящающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой стала одной из первых альтернативных программ, разработанной по заказу Министерства образования и науки РФ.
Статья публикуется по материалам электронного журнала «Молодой ученый», партнера Я – Родителя
Библиографическое описание: Щедрина О. Д. Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников [Текст] / О. Д. Щедрина, Г. А. Бирюкова // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1225-1226.
Основная задача по физическому развитию детей программы «Радуга» – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболеваний, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.
Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характерен позитивной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания. Здоровье и развитие ребенка – одна из главных проблем семьи и детского сада. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма, отсюда – частые простуды, ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культуры человеческих отношений — детские неврозы.
Педагоги ДОУ создают необходимые условия для различных видов двигательной деятельности детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями. При организации физически активных занятий и подвижных игр педагоги обеспечивают индивидуальный подход к детям, формируют подгруппы детей на основе показателей их здоровья, внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на занятиях, в играх, самостоятельной деятельности, его реакцией на нагрузки, на новые задания. В процессе организации любого вида детской деятельности педагоги развивают навыки личной гигиены, объясняя их полезность и важность. Привлекая родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни организуют консультации, беседы, обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболевания детей (используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, массаж).
Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей здоровья каждого ребенка и уровнем физического развития. С целью охраны физического здоровья детей, их эмоционального благополучия педагоги с одной стороны поддерживают определенную размеренность детской жизни, используя стабильно ритуальные ее компоненты, а с другой – вносят элементы сюрприза и экспромта.
Особое внимание в ДОУ уделяется организации питания и закаливания. Закаливание проводится систематически во все времена года, через различные формы работы: хождение босиком, солнечно-воздушные ванны, сон, прогулки, местные и общие водные процедуры и прочие.
Выделяется время для свободной двигательной активности (на физкультурном занятии, на прогулке, в свободное время в групповом помещении). Особое внимание уделяется организации и проведению подвижных игр. Обязательное условие проведения подвижных игр – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его двигательных навыков, особенностей нервной системы, настроения ребенка на момент организации игры.
Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним, но и усложнять умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества каждого ребенка.
Немаловажное значение имеет подбор спортивного инвентаря, атрибутов для игр. Здесь учитываются интересы детей, их навыки обращения с тем или иным спортивным инвентарем, необходимость отработки умений детей и даже погодные условия. Задача педагога дошкольного учреждения сводится не только к оптимизации двигательной активности детей, но и к правильному подбору физических упражнений и подвижных игр. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, которая заключается в активизации малоподвижных детей и снижении нагрузки у гиперактивных ребят, улучшении психофизического развития ослабленных детей.
Большое внимание во всех группах уделяется формированию у детей правильной осанки. Начиная со средней группы – формированию у детей красоты, выразительности движений, творчества, самостоятельности, а с подготовительной к школе группы – развитию способностей к самоконтролю и самооценке.
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье, средствах его укрепления стало возможным в результате проведения цикла занятий «Помощники, которые всегда с тобой».
Старшие дошкольники приобщились к нормам здорового образа жизни, получили ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним. Для формирования у детей навыков безопасного поведения, мы предостерегаем их от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Рассказываем о том, как следует заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, даем элементарные знания об инфекционных болезнях, их возбудителях, сообщаем доступные детям сведения о лекарствах и витаминах, о той пользе, которую они приносят, важности прививок.
Педагоги не только обучают детей на занятиях, но и обеспечивают взаимосвязь занятий с повседневной жизнью. Поэтому на всех занятиях использовали профилактические и оздоровительные мероприятия, дыхательные упражнения, точечный массаж, психокоррекционные упражнения, позволяющие расслабить организм и успокоить нервную систему.
Педагоги используют разнообразные формы организации двигательной активности детей, влияющие на координацию движений, развитие физических качеств, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата. Большое внимание уделяется психическому самочувствию ребенка. Поощряя положительные эмоции детей, выражая каждому из них свое участие, мы следим за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозируем нагрузку, избегая однообразия и монотонности детской деятельности. Особое внимание уделяем организации жизни детей в соответствии с гигиеническими нормами, сбалансированному режиму активности и отдыха.
Поскольку музыка несет в себе большой оздоровительно-профилактический потенциал, мы с детьми слушаем классическую музыку утром и после дневного сна. Использование различных методов, приемов и средств в оздоровительных целях, помогает формировать у детей важные двигательные умения, знания в области гигиены, элементарной медицины и физической культуры, а следовательно, способствует укреплению здоровья детей.
Читайте также:
Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг»