Арчакова Т.О. Приемные дети в школе: создание благоприятной атмосферы [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. №1. URL:
Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребенок отправляется в школу. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребенка весьма нелегким опытом. Если усыновление российские семьи пока предпочитают не афишировать, то школьник, взятый в приемную семью или на патронат, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. А иногда и внешним обликом – если, например, отправляется наверстывать упущенное за парту с младшими детьми.
Проблемы возникают со стороны социального окружения – грубые или ошибочные комментарии, низкий социометрический статус в классе. Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то как и о чем именно. У самого ребенка могут начаться проблемы в развитии идентичности, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения вербальные или невербальные сообщения о том, что его положение в лучшем случае «необычное».
Ключевыми фигурами, которые могли бы изменить положение дел в школе, являются классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог. Однако на данный момент в ходе обучения в вузе будущие учителя не получают достаточно знаний о таких важных аспектах жизни детей, как усыновление, и других формах семейного устройства. В результате используемая ими лексика, планы некоторых уроков, их собственные взгляды могут обижать детей, способствовать закреплению искаженных стереотипов и давать понять, что некоторые семьи (в данном случае – образованные узами биологического родства) «более нормальны», чем другие.
В качестве примеров таких заданий можно перечислить:
Подобные задания должны содержать в себе возможность выполнения их каким-то другим способом или замены другими по выбору. Отсутствие ранних детских фотографий – распространенная проблема среди усыновленных детей. У многих усыновленных детей очень мало какой-либо информации о раннем периоде их жизни. Оформление стенгазеты можно изменить, попросив детей принести свои фотографии, которые они считают удачными, которыми они хотели бы от души поделиться.
Другое популярное задание – «генеалогическое древо» – вызывает у детей тревогу в связи с отрывом от корней, от значимых кровных родственников. Оно может быть трансформировано в «семейный круг», который допускает проницаемость границ и пересечения с другими кругами, что позволяет включить и усыновителей, и кровных родственников, а также изобразить структуру любой семьи – разведенной, расширенной, семьи с одним родителем, со сводными братьями и сестрами и т.д.
В профессиональном образовании педагогов проблемы семейного устройства детей-сирот могут рассматриваться, например, в рамках курса, посвященного индивидуальным различиям учеников, курса семьеведения. В школьной программе фактическая информация о семейном устройстве может даваться на уроках, посвященных:
У детей, которые имеют и не имеют опыт жизни вне кровной семьи, отличаются понимание проблем семейного устройства и некоторые особенности протекания нормативных возрастных кризисов. В то же время у них могут возникать одинаковые вопросы. Учителям надо знать о негативных проявлениях подросткового кризиса, в том числе чтобы не приписывать все трудности семейному статусу ребенка. В работе с учителями можно использовать подобные таблицы:
Приемный или усыновленный ребенок | Ребенок, живущий в кровной семье |
---|---|
7-11 лет | |
Различия (Специфика) | |
Понимает основные принципы устройства ребенка-сироты в семью. | Не вполне понимает эти принципы, но имеет свои гипотезы о том, как дети становятся сиротами. |
Переживает горе из-за разлуки с кровной семьей (если был усыновлен в раннем детстве – начинает осознавать факт разлуки). | --- |
Может прекратить задавать вопросы об устройстве в семью, которые ранее задавал с чисто познавательной целью. | Реакция на сверстника – приемного ребенка – зависит от реакции значимых взрослых и образов, знакомых из СМИ. Другой вариант: «Усыновление – это хорошо, потому что ты мой друг» // «Усыновление – это плохо, потому что ты мне не нравишься». |
Общее | |
«Это случается не со всеми». «Почему мои родители не стали жить со мной? / Могут ли мои родители от меня отказаться?» «Почему меня / его взяли в новую семью?» Фантазии о жизни в другой семье. |
|
Приемный или усыновленный ребенок | Ребенок, живущий в кровной семье |
12-14 лет | |
Различия (специфика) | |
Негативная фаза подросткового кризиса, возможны бурные проявления переживания горя. | Негативная фаза подросткового кризиса. |
Начинается сепарация от двух пар родителей (кровные родители присутствуют реально или символически). | Начинается сепарация от родителей. |
Хочет получить больше прав распоряжаться своей жизнью, особенно в случае «несправедливых» решений в сфере семейного устройства. | Хочет получить больше прав распоряжаться своей жизнью. |
Более глубокое понимание своей жизненной истории, отказ от разделения значимых людей и эпизодов на черное и белое. | Юношеский максимализм в отношении проблем усыновления, ориентация на различия, а не на сходства с семьями, где есть усыновленные дети. |
Общее | |
Противостояние авторитетам, эксперименты с идентичностью. Бурное развитие самосознания. «Реакция группирования», негативное отношение к сверстникам, непохожим на них самих. «Не приведет ли начало половой жизни к тому, что у меня появятся дети, которых я не смогу воспитывать сам (а)?» |
Часто приемные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учебы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но в первую очередь – отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем. Еще на занятиях по подготовке приемных родителей можно давать им специальные памятки, например:
7 вопросов на родительском собрании:
Арчакова Т.О., педагог-психолог
Редактор английской версии портала PsyJournals.ru.
координатор международных проектов
Информационно-аналитического управления МГППУ
Источник: