Негативные социально-экономические процессы, происходящие в обществе, сказываются на формировании родительства как психологического феномена и на эмоциональном отношении родителей к своим детям. Изменилась система ценностей людей. Они стали более свободные и независимые. Значимым для человека стало сохранение собственной индивидуальности, стремление к самореализации, построению карьеры. Изменилось отношение к семье, к семейным традициям. Многие не спешат создавать свои семьи и воспитывать детей, забывают о своих родителях. Большинство современных семей имеют одного ребенка. Появляется категория сознательно бездетных семей.
Большинство отечественных психологов изучает родительство с точки зрения системного подхода: А. А. Бодалёв [1], Р. В. Овчарова [2], А. С. Спиваковская [3], В. В. Столин [1], Г. Г. Филиппова [4] и др.
Родительство как психологический феномен включает в себя семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское эмоциональное отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие.
Эмоциональный компонент детско-родительских отношений связан в первую очередь с эмоциями, которые переживают родители и дети при взаимодействии, а также эмоциональное отношение родителя к собственной роли, возникающее в результате своих действий и своей компетентности как родителя [2].
Эмоциональная близость к ребенку и взаимопонимание не являются врожденной способностью матери и отца, способность любить детей формируется в практике родительства [1]. Именно от характера эмоциональных отношений родителей и ребенка зависит полноценное развитие личности ребенка.
Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле и начинается с желания иметь детей. В период беременности оба родителя должны внести в свою жизнь существенные коррективы. Сюда относится изменение режима дня, перераспределение домашних обязанностей, денежных трат с учетом потребностей будущей матери и ребенка, подготовка дома к появлению младенца и т. п. В этот период супруги должны оказывать друг другу эмоциональную поддержку [3].
Совместное проживание супругами опыта родов и контакт родителей с ребенком сразу после рождения следует рассматривать как фактор, сплачивающий семью.
Рождение ребенка также требует значительных перестроек в жизни супругов и расширения семьи в целом. Активно происходит формирование эмоционального отношения к роли родителя, изменяются межличностные отношения в семье, основной целью которой становится обеспечение ребенку возможности для роста и развития [2].
Целью нашего исследования стало выявление динамики эмоционального отношения к роли родителя у супругов в период до и после рождения первого ребенка.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения, женской консультации г. Шахты Ростовской области в период с февраля по май 2014г. В исследовании приняли участие 10 супружеских пар, не имеющих детей и ожидающих первого ребенка. Срок беременности супруги — 31–32 недели. Средний возраст супруги — 24 года, супруга — 29 лет. Супруги состоят в зарегистрированной браке. Образование супругов: среднее профессиональное и высшее; имеют свое жилье, средний уровень материального достатка, супруг работает.
С целью изучения осознанности родительства использовался Опросник «Сознательное родительство» Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой. Для изучения представления об идеальном родителе и соотнесения с реальным родителем, включающим эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительства, использовалась методика «Представления об идеальном родителе» Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой. Отношение к ребенку изучалось с помощью «Опросника родительского отношения» А. Я. Варги, В. В. Столина, «Опросника родительской любви и симпатии» Е. В. Милюковой и методики «Родительская любовь» Р. В. Овчаровой.
Результаты исследования были подвергнуты анализу, статистической обработке (критерий t — Стьюдента) и показана динамика в осознанности родительства, в согласованности позиций обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства, в эмоциональном отношении к ребенку у супружеских пар до и после рождения первого ребенка.
Проведенное исследование показало, что у супругов, ожидающих ребенка, выявлен средний уровень осознанности родительства. Осознанность родительских позиций, чувств, ответственности, отношения к ребенку выше осознанности родительских установок и ожиданий, семейных ценностей, семейного воспитания. У мужчин уровень осознанности родительства ниже, чем у женщин, особенно в осознании родительских чувств. Согласованность осознанности родительства у супругов составляет 87 %. Наблюдается значительная рассогласованность в осознании родительских чувств у мужчин и женщин — 43 %.
У супругов сформированы представления об идеальном родителе. Уровень сформированности представлений об идеальном родителе у женщин выше, чем у мужчин, особенно по эмоциональному и когнитивному показателям представлений о родителе. На когнитивном уровне супруги считают, что родители должны быть сильными, благоразумными, справедливыми, ответственными, терпеливыми, доверять детям и сотрудничать с ними. По сравнению с мужчинами, женщины считают, что родители должны быть более снисходительными, проявляют большую готовность решать за ребенка, прощать ребенка, ставят ребенка на первое место. На эмоциональном уровне супруги считают, что идеальный родитель должен быть любящим, счастливым, радостным, добрым, ласковым, мягким, теплым, должен интересоваться детьми, гордиться ими, соблюдать спокойствие.
Готовность к родительству, интенсивность положительных оценок у женщин выше. Мужчины считают, что отец должен быть в меру требовательным, строгим, допускают применение наказания. На поведенческом уровне супруги считают, что идеальный родитель должен воспитывать и обучать ребенка, проводить с ребенком много времени, опекать, помогать, контролировать и в меру ограничивать свободу.
Эмоциональное отношение к ребенку супругов, ожидающих ребенка, характеризуется стремлением к кооперации, средним уровнем принятия ребенка. Будущие родители проявляют готовность строить отношения с ребенком на равных, поощрять инициативу и самостоятельность, доверять, помогать в трудных жизненных ситуациях, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка. Уровень принятия ребенка у матерей выше, чем у будущих отцов. У будущих матерей выражена тенденция к формированию симбиотических отношений и инфантилизации, у отцов — к авторитарной гиперсоциализации.
Эмоциональное отношение к будущему ребенку супругов характеризуется высоким уровнем выраженности симпатии и любви. Преобладает инстинктивный и эмоционально-чувственный компоненты любви. Закономерно, что биологически обусловленная способность любить своего ребенка, выражена больше у женщин. Хорошо развиты у супругов инстинктивно-аффективные состояния, они предчувствуют позитивные эмоции по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Когнитивный и поведенческий компоненты любви выражены умеренно, что обусловлено отсутствием непосредственного контакта с ребенком.
Наблюдается значительная динамика в осознанности родительства супругами после рождения ребенка. После рождения ребенка у супругов значительно повысилась осознанность родительского отношения, родительской ответственности, родительских установок и ожиданий. У мужчин наблюдалось значительное повышение осознанности родительских чувств, а у женщин произошло повышение родительской ответственности. Согласованность осознанности родительства у супругов повысилась на 5 % и составила 92 %.
Наблюдается значимая динамика сформированности поведенческих представлений об идеальном родителе у супругов после рождения ребенка. Когнитивные и эмоциональные представления значимо не изменились, так как были в полной мере сформированы у супругов еще до рождения ребенка. Значительно повысилась готовность к родительству, готовность жить ради ребенка, интенсивность положительных оценок родительства у мужчин.
Наблюдается значимая динамика в отношение к ребенку у супругов после рождения ребенка. У отцов, после рождения ребенка, повысился уровень принятия, кооперации, авторитарной гиперсоциализации. У матерей на фоне имеющегося высокого принятии ребенка и стремления к кооперации значительно повысилось стремление к установлению симбиотических отношений.
Наиболее существенно вырос поведенческий и эмоционально-чувственный компонент любви, при чем первый поднялся у матерей, а второй более у отцов. Именно рождение ребенка активизировало любовь матери на поведенческом уровне, что проявилось в конкретной заботе о ребенке. У отцов рождение ребенка спровоцировало подъем положительных чувств и любви. Родители подчеркнули, что испытывают гордость за ребенка, стараются отдавать ему все физические и душевные силы и др.
После родов наблюдалось повышение согласованности представлений супругов об идеальной родительской любви и любви к своему ребенку на 17,5 % и составило 78 %.
Итак, у супругов после рождения первого ребенка произошло повышение осознанности родительства и согласованности родительских позиций, что в свою очередь способствовало изменению эмоционального отношения к роли родителя, повышению интенсивности положительных эмоций по отношению к ребенку.
По результатам исследования, с супружескими парами были проведены индивидуальные психологические консультации. Выросло понимание того, что рождение ребенка потребует от них готовности пожертвовать многими привычками и интересами. В то же время ребенок не должен становиться центром семейных отношений. Ребенок — новый член семьи и его появление меняет структуру семейных отношений и семейные ценности. Несмотря на то, что забота о ребенке становится приоритетной в отношениях супругов, нельзя забывать об элементах супружеских отношений, потребностях супругов, взаимных обязанностях.
Наиболее благоприятный тип отношения родителей к ребенку — принятие ребенка таким, какой он есть, его индивидуальности и неповторимости и кооперация, как продуктивное взаимодействие, направленное на развитие личности ребенка и развитие зрелости родителей.
В дальнейшем будущие родители должны проявлять готовность строить отношения с ребенком на равных, поощрять инициативу и самостоятельность, доверять, помогать в трудных жизненных ситуациях, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка.
Позитивное эмоциональное отношение родителей к ребенку: любовь, симпатия, умение почувствовать, как биологические, так и духовные потребности является основным условием его гармоничного развития.
Литература:
Бодалёв, А.А., Столин, В. В. Семья в психологической консультации [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин. — М.: Наука, 2009.
Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р. В. Овчарова. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А. С. Спиваковская. — М.: Наука, 2000. — 158 с.
Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. — М.: Академия, 2009. — 204 с.