Вопрос специалисту

Формирование у приёмного ребёнка бытовых навыков

Формирование у приёмного ребёнка бытовых навыков

Приёмные родители нередко сталкиваются с отсутствием у ребенка не только бытовых навыков, но и навыков самообслуживания. Дело в том, что многие малыши в детских домах имеют ослабленное здоровье, и частое пребывание в больницах или карантинных условиях тормозит у них формирование навыков самообслуживания.

Приемные дети также мало знают о том, как устроен семейный быт, поэтому особое внимание следует уделить знакомству с правилами нового жилища и техникой.

Электрические и газовые приборы наверняка вызовут у ребенка повышенный интерес, который станет угрозой безопасности и ребенка, и квартиры, поэтому в первое время, и в большинстве случаев продолжительное, нового члена семьи не стоит оставлять наедине с электроприборами, плитой, спичками и другими опасными предметами. Так как дети очень любопытны, то они всё равно найдут момент «попробовать», поэтому нужно с первого дня объяснять назначение того или иного прибора, его пользу, а главное — опасность при неправильном их использовании. Старайтесь сразу научить ребёнка пользоваться бытовой техникой, и разрешать делать это под присмотром взрослых.

У ребенка может наблюдаться небрежность к предметам и вещам. Так, он с силой может хлопать дверцей шкафа или холодильника, виснуть на них, прыгать на кровати, разрывать и распарывать вещи. С самого начала, при знакомстве с домом, стоит рассказать ребенку о том, что за вещами нужно ухаживать, беречь их, что дядя-рабочий не чинит бесплатно испорченные вещи — многое в своём доме делают его обитатели, и любой ремонт стоит денег.

Приемному ребенку необходимо постоянно объяснять, что есть вещи личные — ими пользуется только один человек — и есть общие — ими может пользоваться каждый член семьи. И те, и другие предметы следует содержать в чистоте. И если свою вещь ты можешь привести в порядок спустя какое-то время после использования, то общую надо помыть/почистить/вытереть и положить на место сразу, так как она может потребоваться родственнику прямо сейчас. Личные вещи родственников брать нельзя!

Игра — в помощь! Не секрет, что дети любят играть, поэтому закреплять навыки нужно играючи. Так, играя с куклами, ребенок закрепит знания о том, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться, как обращаться с застежками. Во время игры надо демонстрировать ребенку разнообразные способы застегивания.

Или с помощью мягких игрушек и тех же кукол показать, как надо есть, умываться, убирать за собой и потом наблюдать, как эти мишки/котики выполняют элементы самообслуживания «под руководством» ребенка. Мягко вносить коррективы. Игры могут быть: «Оденемся на прогулку», «Чистим обувь», «Обед у кукол», «Убираем со стола», «Наводим в комнате порядок», «Готовимся ко сну», «Катя простудилась» и так далее. Можно практиковать упражнения: «Выверни колготки», «Повесь платьице/рубашку на вешалку», «Наши вещи ложатся спать», «Что сначала — что потом».

Чтобы закрепить навыки самообслуживания, детям необходимо строго соблюдать установленный распорядок. Ежедневное выполнение бытовых поручений приучает их к регулярному труду, а систематичность режимных моментов и постоянство требований обеспечивает прочность приобретенных навыков, формирует потребность в опрятности, чистоте, приучает к порядку и самостоятельности.

Нормы поведения. Чтобы ребенок выбирал те или иные формы поведения, нужно в конкретных ситуациях перекладывать на него ответственность. Например, можно сказать: «Что-то я забыла, с какой стороны надо положить вилки. Разложишь, дорогой?» или: «На улице — дождь. Что ты возьмёшь с собой? Как оденешься, обуешься?».

Во время болезни или недомогания мамы можно попросить ребенка приготовить салат к ужину и накрыть на стол. Необходимо создавать ситуации, при которых ребенок будет сам решать, что делать. И он будет гордиться собой, и будет стремиться помогать.

Очень часто хочется «пожалеть» ребенка, не нагружать обязанностями, и этот ход — неверный. Ребенок от этого не страдает — дети редко сидят на месте, они ищут для себя активности, в которых смогут приобрести новый опыт. И пусть это будет нужный развивающий опыт.

Дети нуждаются в руководстве авторитетного взрослого. И важно, чтобы эту функцию родители ни в коем случае с себя не снимали. Иначе дети остаются без чувства защиты и опоры.

Анна Сафина

Фото с сайта letsgophotos.ru

Комментарии:
CAPTCHA