Мой сын ученик 2-го класса. Сегодня у него был последний учебный день перед каникулами, поэтому сегодня девочки поздравляли мальчиков с наступающим 23 февраля. Подарки были закуплены родительским комитетом, то есть я сдала деньги на подарок своему ребенку, и его подарок, как и других детей, отдали учителю.
Здравствуйте!
Я не могу точно сказать, насколько корректны применяемые учителем меры наказания. Есть множество факторов, которые нужно принимать в расчёт. Но я бы предложила вам порассуждать об их корректности. Я опишу ниже свои мысли, пусть они будут для вас дополнительной опорой.
Наказание через лишение того, что для ребёнка приятно, но не обязательно, являются распространённым способом регуляции поведения. Но здесь есть два важных момента, которые нужно учитывать:
1. Ребёнок должен понимать, за что его наказывают.
Если толком не было озвучено, что именно является неподходящим в поведении ребёнка, это может ввести его в растерянность. Задача наказания – регулировать социально неприемлемые действия. Без чёткого озвучивания подобных действий смысл наказания теряется. Ребёнок просто не сможет разобраться, что в следующий раз не нужно делать, чтобы сохранить свой статус или не быть в чём-то ограниченным.
В идеале, со стороны взрослого должно прозвучать ясное объяснение, в чём именно ваш мальчик нарушил договорённости, какие правила преступил. Это важно делать и дома, и за его пределами, со стороны любого взрослого, с которым ребёнок встречается в жизни и от которого зависит.
2. Важные потребности ребёнка не должны быть ограничены.
Важные потребности для детей – это не только питание, сон, отдых, физическая активность и т.п. Это ещё и потребность в познании, в ощущении своей компетентности, в признании, в принадлежности к группе.
К сожалению, если ребёнок не получает вознаграждение, которое получают все остальные, это становится не только ограничением каких-то приятных впечатлений, но может восприниматься и как исключение из группы, изоляция. Это гораздо опаснее, чем когда мы просто наказываем ребёнка тем, что не покупаем какую-то игрушку или сокращаем время просмотра мультфильмов.
Обида, которую вы замечаете у сына, - нормальная реакция в такой ситуации. Она содержит в себе злость на то, что с ним случилось, и ожидание, что взрослый всё-таки заметит свою неправоту. Получается остановленная злость из-за невозможности заявить о ней и из-за уязвимого положения (а дети всегда более уязвимы, чем взрослые).
Чтобы уменьшить негативное влияние наказания с этой точки зрения, важно озвучить ребёнку его чувства, разрешить ему злиться, позволить сказать о своей злости на учительницу хотя бы вам. Потому что даже если его поведение было неприемлемым, наказание изоляцией от группы – слишком болезненная мера для детей.
Плюс, в вашей ситуации присутствуют дополнительные вводные, которые не относятся к сфере психологии, но всё же вносят вклад в ваше недовольство ситуацией. Например, то, что подарки были куплены в том числе на ваши деньги (как и угощения на детские дни рождения). Как минимум, заявить об этом и запросить объяснения, что именно сделал ребёнок, вы имеете право. С одной стороны, чтобы защитить свои интересы. А с другой, чтобы после обсудить с ребёнком какие-то особенности его поведения и вместе найти выход, чтобы его пребывание в школе было более комфортным для него самого.
Желаю вам удачи! Всего доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»