На днях сыну исполнится 13 лет. Завела разговор на тему, с кем и как хотел бы отметить. Как и раньше, ответ один - хочу отмечать один. Либо совсем одному куда-то сходить, либо узким семейным кругом, но звать друзей не хочет. Потому что их нет. И не было.
Здравствуйте!
Могу понять ваше беспокойство: похоже, вы замечаете, что у вашего сына есть трудности в общении, восприятии себя, нежелание поддерживать отношения со сверстниками. И даже будучи самой интровертированным человеком, в этом месте часто возникает тревога. Людям свойственно стремиться друг к другу, находиться в контакте. И неизвестно, как ситуация, которую вы наблюдаете сейчас, скажется на жизни вашего мальчика в будущем.
В качестве рекомендаций могу предложить вам следующее:
1. Аккуратно вводить в жизнь ребёнка занятия, которые бы требовали общения с другими подростками.
Например, ваш мальчик уже занимается творчеством. Его увлечения можно использовать, чтобы подбирать подходящие кружки, где его будут окружать люди, где придётся в том или ином виде налаживать взаимодействие.
На различных секциях у детей есть гораздо больше шансов найти друзей: там можно общаться с теми, у кого есть схожие склонности, интересы. Когда мы находим нечто общее с другими людьми, это даёт опору для отношений.
2. Предложить мальчику походить на тренинговые группы для подростков.
Как правило, они посвящены какой-то теме. Например, развитию навыков общения, укреплению самооценки и уверенности в себе, развитию творческих способностей, креативности. Важно, чтобы тема была интересна именно вашему сыну, чтобы сперва его увлекало то, что он будет пробовать или узнавать на групповых встречах. А общение может быть уже дополнительным фактором.
3. Поговорить с подростком о том, интересно ли ему вообще общаться, важно ли это.
Все люди разные. Кто-то любит общаться, проводить время с другими людьми. Кто-то больше склонен к уединению, к работе, которую может выполнять в одиночку. И то, и то является вариантом нормы. Многое зависит от того, комфортно ли самому человеку в его уединении, счастлив ли он.
В конце концов, чтобы жизнь приносила удовольствие, была осмысленной, нам нужно не только что-то менять в себе, но и учитывать свои особенности, предпочтения, организовывать свою жизнь в соответствии с тем, какими людьми мы являемся.
Быть может, если вы узнаете честную позицию своего ребёнка по этому вопросу, это также немного снизит вашу тревогу. Раз ваш мальчик может вступать в контакт с вами, раз он ходит на дни рождения других подростков, потенциально он умеет завязывать контакты, умеет откликаться на взаимодействие. Но есть периоды, когда нам хочется его больше, есть периоды – когда меньше.
По сути, ваша задача – отличить, что из поведения подростка является его естественным способом регулировать свою жизнь ради своего комфорта, а что – дефицитом навыков общения и сложностями в коммуникации.
И если ваше беспокойство будет сохраняться, если вы начнёте замечать ещё более тревожащие вас проявления сына (например, полную нелюдимость, проблемы с социальной адаптацией, исчезновение интересов, апатичное состояние, нарушение сна или аппетита), обратитесь с ним за консультацией к психологу очно. Специалист на приёме проведёт диагностику ребёнка, обсудит с ним его жизнь и, благодаря этому, сможет составить более полную картину личности мальчика, дать более уникальные лично для вашей ситуации рекомендации.
Контакты бесплатных психологических служб в разных городах вы можете найти на нашем Портале по ссылке:
Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Желаю вам удачи! Всего доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»