Сын перешёл в старшую группу в саду. Как помочь адаптироваться к новым условиям?

29.10.2023

Добрый день! Мой сын уже третий год ходит в муниципальный садик. Адаптация шла долго, но к 4 годам он привык, стал ходить в сад без слез, завел друзей в группе. Сейчас перешел в старшую группу (коллектив и воспитатели прежние), начались занятия по подготовке к школе, воспитатели практически не отводят время на игры, больше строжатся. 


Сын воспринимает это тяжело. Каждое утро начинается со слов "я не хочу идти в садик", плачет, просит остаться дома, по много раз спрашивает, в котором часу я его заберу, буквально выторговывает каждую минуту. При прощании в садике опять по много раз просит проговорить, когда именно я его заберу (по 5-7 раз повторяет: "заберешь в 6 ровно, не последним, часы полностью заряжены"), плачет. 

Когда забираю, спрашивает, во сколько я его забрала. Если я чуть-чуть опоздала, обижается, не разговаривает. Когда отводит или забирает муж, происходит то же самое. Дома частенько стал просить, чтобы его кормили с ложки, одевали, как маленького, говорит, что ему один годик. 

Меня беспокоит зацикленность сына на точном времени, постоянные слезы, нежелание идти в сад и игра в маленького. Как помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям? Может быть, мы что-то делаем не так?


Здравствуйте!

Феномен адаптации – это не просто привыкание к той ситуации, в которой находится человек. По сути, адаптация – это поиск оптимальной стратегии, которая помогла бы удовлетворять имеющиеся у нас потребности в обстоятельствах, в которых мы находимся.

И если посмотреть с этой точки зрения, то, что сейчас происходит с вашим мальчиком в условиях детского сада, и есть адаптация к нему. Но, вероятно, болезненная и вызывающая у вас растерянность.

В психологии есть представление о ведущей деятельности – это деятельность, в процессе которой у ребёнка созревают и развиваются основные психические функции. Для 4-5-летних детей ведущей деятельностью является игра. То есть именно в игре ребёнок развивается, именно через игру, эмоциональную вовлечённость, интерес он познаёт мир. На нашем портале есть видеоролик на эту тему: Видеоурок игрушки.

Если условия, в которые попадает ребёнок, не соответствуют его физиологическим и психологическим потребностям, он будет «добирать» удовлетворение главных потребностей через другие источники. Это является одной из причин, почему порой мы можем наблюдать у детей возврат к более ранним формам поведения.

Например, если однажды дошкольник начинает слышать, что он уже большой, что ему нужно привыкать учиться, взрослеть, что играют только малыши, то естественным образом он будет стремиться вести себя как малыш, исполнять роли малышей. Просто потому, что игра для него важна, именно процесс игры обеспечивает развитие. Психика делает вывод, что нужно стать как будто меньше по возрасту, чтобы обеспечить себе удовлетворение потребностей.

И увы, такая стратегия будет адаптивна. Потому что отказ от игровой деятельности создаёт большой стресс для психики.

Я не могу сказать наверняка, что именно это происходит с вашим сыном. Однако отсутствие игры, которое вы упоминаете в своём обращение, вызывает некоторые вопросы. Возможно, педагоги в детском саду проводят занятия в игровом формате, что способно перекрыть потребность в этой деятельности. Но мне важно обратить внимание на этот факт: без игры ребёнок 5-ти лет не сможет гармонично развиваться, приступать к обучению за столами со всеми причитающимися формальностями с точки зрения возрастной психологии ещё рано. Мозг 5-летки ещё просто не созрел для подобных уроков.

Судя по вашему описанию, пребывание в детском саду вызывает у вашего мальчика напряжение. Ему важно полагаться на вас, важно доверять вам, через столь педантичное отношение ко времени он словно ищет опору на вашу более взрослую и надёжную фигуру. Что ещё раз подчёркивает его потребность в проживании именно детского опыта.

На подобные проявления детей могут оказывать влияния и условия, в которых он находится дома.

Поэтому оптимально в данном случае будет:

1. Вернуть в жизнь ребёнка игру в самом разном виде: с вами, с одногодками.

Чем больше ребёнок сейчас играет, тем лучше он развивается. Законы развития психики работают именно так.

2. Делать упор на возраст ребёнка: отражать ему, что он и в 5 лет совсем не большой человек, что он ещё маленький.

Чем больше заботы, внимания, участия от вас получает мальчик, тем легче ему будет справляться со стрессовыми ситуациями за пределами дома.

3. Обеспечивать ребёнку защиту.

Когда ребёнок старается вести себя, как будто он младше своего возраста, для нас это служит сигналом, что ему нужна взрослая, опорная фигура рядом. Важно постараться стать такой фигурой: следовать своему слову во всём, заботиться, утешать, поддерживать, подбадривать, не передавать ребёнку непосильную для него ответственность.

То, что происходит с вашим сыном, похоже на нормальную реакцию, которую вырабатывает психика в сложных для неё обстоятельствах. Это не патология, а способ адаптации. Потому и изменения снаружи могут сильно повлиять на картину поведения и психоэмоциональное состояние ребёнка.

Плюс, чтобы заинтересовать ребёнка в детском садике, можно раз за разом обращать его внимание на то интересное, увлекательное, захватывающее, что там с ним происходит. И в этом стоит отталкиваться от того, что интересно и захватывает именно вашего ребёнка, от его увлечений и желаний. Так мы помогаем детям формировать внутреннюю мотивацию на пребывание в том или ином образовательном учреждении.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад