Добрый день, уважаемые психологи! Мы с отцом сына живём отдельно, развелись, когда сыну было 2 года. Папа с сыном видится регулярно: раз в неделю забирает к себе на сутки и всегда на видеосвязи Вотсап, если у сына есть потребность в общении. В садик ходил с 3,5 лет, всегда неохотно, часто болел. 4 месяца назад совсем отказался ходить, когда многие его друзья выпустились, чтобы пойти в школу (сад частный). Так как я работаю онлайн, решила его не водить в сад оставшийся год до школы, поводить на секцию по ОФП и подготовить к школе в спокойном режиме. Это контекст нашей жизни.
Здравствуйте!
Самое первое, что хочется сказать – у меня вызывает большое восхищение, как вы обходитесь с темой. Учитывая, что вам не сильно нравятся все эти монстры, что вы беспокоитесь, нормально ли это, я замечаю, что к ребёнку в его интересе вы относитесь мягко и с уважением:
- Где-то стараетесь переключить на более миролюбивых персонажей.
- Где-то идёте за интересом ребёнка и слушаете его рассказы.
- Где-то в игровой форме стараетесь модифицировать персонажей: из ужасающих превратить их в более «добрых».
Всё, что вы делаете, очень грамотно.
Вижу ваше волнение по поводу того, нормален ли вообще такой интерес ребёнка, нужно ли с ним что-то делать.
С точки зрения развития около 5 лет (у кого-то чуть раньше, у кого-то позже) появляется интерес к страшным историям. И это не просто норма, это очень важный и необходимый процесс.
Страх – это эмоция, которая переживается непросто. Дети учатся с ней обходиться не только в реальной жизни, но и в соприкосновении вот с такими историями.
Причём, если в реальной жизни мы часто не можем повлиять на события, которые вызывают у нас страх, то в фантазийном мире это сделать реально. Через страшные сказки, мультики, страшных персонажей дети обретает возможность контролировать то, что их пугает, обходиться с этим, проживать чувства в безопасной атмосфере.
Например, в детстве это страшные персонажи. В более старшем возрасте приходит черёд ужасающих историй (вспомните страшилки, которые подростки рассказывают друг другу, те же «в чёрной-чёрной комнате» или про «пиковую даму» - всё это будоражит и помогает снизить напряжение).
Поэтому с точки зрения нормативности, в интересе к страшным историям и персонажам нет ничего плохого. Важно, чтобы истории и персонажи не вызывали у детей ощущение безвыходности и отчаяния. Если вместе со страхом у ребёнка есть ещё и энергия, энтузиазм, это не вредит психике.
Со временем интерес к страшному будет меняться, в какие-то моменты затухать, после снова возрождаться.
При этом если у вас есть сильное беспокойство, вы можете обратить внимание, как много сейчас в жизни ребёнка есть страха, в котором он ощущает себя бессильным. Быть может, есть обстоятельства, из-за которых у ребёнка есть сложные чувства, с которыми он остаётся один. И тогда страшные истории и персонажи – это площадка, чтобы такие чувства обработать и переварить.
Однако такое моё предложение основано на гипотезе. Если бы мы с вами находились на консультации, я бы сперва изучила подробнее вашу семью, ситуацию жизни ребёнка. Поэтому не относитесь к моему предложению как к истине в последней инстанции: большого бессилия в жизни вашего ребёнка может и не быть.
Плюс, в интересе к монстрам у детей есть ещё и влияние моды. Сейчас эти игрушки продаются на каждом углу, они есть у многих детишек. И здесь вновь: если то, что чувствует ребёнок, не является для него разрушительным, если он может переключаться и сохранять и другие интересы, его поведение вписывается в рамки нормы.
Если же ребёнок концентрируется только на монстрах, теряет интерес к другим играм и активности, то важно обратить внимание на то, что ребёнок отыгрывает в подобных историях, и проанализировать, как его чувства связаны с тем, что происходит с ним в жизни и что он может чувствовать по этому поводу.
Всего вам доброго!
Психолог Портала «Я – родитель»