Добрый день! моему сыну 14 лет, он очень резко высказывается о людях другой национальности. О нашей стране говорит, что не хочет здесь жить. Учитель постоянно на него жалуется в плане того, что он несдержан, агрессивен, унижает одноклассников, которые ему не нравятся. Всегда считает, что прав и защищается таким образом от нападок других. Никогда не промолчит, говорит, что у него есть свое мнение и молчать он не будет.
С его отцом мы в разводе, он проживает в другом городе, отношения у нас хорошие. Бывший муж часто с ним созванивается и много разговаривает с ним на эту тему, и я ему очень много объясняю, что так себя вести нельзя. Все толерантные. Подскажите, пожалуйста, как до него донести, что все это может привести к очень плохим последствиям? У меня не получается.
Здравствуйте.
То что вы описываете может лежать в различных плоскостях. И в зависимости от механизмов, будет строиться стратегия поведения. Но вот несколько универсальных рекомендаций:
1. Разговоры не эффективны. Дело в том, что во время диалога вы обращаетесь к "голове", то есть к его знаниям, навыкам, контролю. За эти функции отвечают кора головного мозга и лобные доли. А руководят мальчиком чувства. Они лежат в более древних отделах головного мозга. И тогда эффективность похожа на то, что вы делаете компресс на ногу, а болит голова.
Что делать? Учиться контейнировать чувства ребёнка. Суть его в том, чтобы помочь назвать чувства и эмоции, легализовать их и потом найти способ с ними справиться. То есть не забрать у него текущие реакции (он закономерно их отвоевывает, потому что единственные), а предлагать новые (важно, чтобы их было несколько и они были также эффективны). Например, ваш сын нападал на одноклассника. Вы говорите: "Кажется ты злишься. Слышу. Поговорим об этом?". Потом признаете: "Да, понимаю, мне жаль. Я тоже очень злюсь, когда меня не понимают". И потом ищите способ: "Драться, конечно, быстрый способ выместить злость, но не очень безопасный в долгосрочной перспективе. А что если сложить тетрадь трубочкой и побить парту?". И вот так раз за разом проговариваете и ищите способ. На результат потребуется время, но эффективность будет выше, чем просто говорить.
2. Надо бы понаблюдать за тем, как обстоят со злостью в семье. Возможно, много запретов. И ребенок таким образом снимает напряжение. Поищите здесь ответы.
3. Возможно, какая-то причина на уровне физиологии. Если есть возможность, можно показать мальчика неврологу. Только, пожалуйста, не спешите лечить таблетками. Если что-то найдут, лучше начните психотерапию. Медикаментозная терапия снимает острое состояние, но навык жить и взаимодействовать иначе не даёт.
4. Если есть у мальчика готовность, очень рекомендую обратиться к психологу. В любом случае он находится в очень непростом возрастном кризисе. Много процессов новых, большинство из которых не поддаются контролю (например, гормональный фон). А специалист поможет снижать напряжение и научит управлять своими состояниями.
И не забывайте о себе. Чтобы ребёнку дать опору, нужно самой твёрдо стоять на ногах. А чтобы требовать от него чего-то, важно уметь это самому. Поэтому даже если мальчик не готов идти к специалисту, идите вы. Это в любом случае улучшит качество отношений и жизни в целом.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»