Здравствуйте. Сын, если сильно увлекается какими-то персонажами (из книг, мультиков), первое время их очень любит, а потом начинает ненавидеть (рвёт картинки с этими героями, бьет игрушки). Например любил мультик про уток, теперь ненавидит всех уток, даже смотреть на них не хочет, если в природе видит. Это происходит именно с теми, кем он очень восторгался и любил. Как реагировать, нормально ли это? В основном любит игры в солдатиков, войну, стрелялки.
Здравствуйте!
По одному подобному фрагменту жизни ребёнка довольно сложно сказать, является ли это нормой или нет. Любое поведение вписано в контекст: что-то происходит в отношениях, что-то происходит в телесном самочувствии. Плюс, любое поведение может быть отражением более глубоких процессов, которые выражаются и в других ситуациях, но на первый взгляд их сложно связать друг с другом.
Если говорить изолированно, то отвращение, злость к тому, что раньше приводило восторг, не являются признаком патологии.
Реагировать на это можно, придерживаясь следующих принципов:
1. Принимать процесс, который происходит в психике ребёнка, стараться не запрещать её.
То есть не говорить, к примеру, что нельзя ненавидеть уточек. Или что нельзя так плохо относиться к тому, что раньше нравилось.
Вряд ли отношение – это то, что ребёнок выбирает сознательно. А значит, и изменить сознательно он его не может. Ваша поддержка здесь будет более эффективна, чем критика, даже если последняя идёт из тревоги за ребёнка и заботы о нём.
2. Учить по-разному обходиться со своими эмоциями.
Важно разделить: мы можем что-то любить, ненавидеть, это наши чувства, мы вряд ли управляем ими. Зато мы способны управлять своими действиями. Ребёнку в 6 лет собственное поведение становится более подконтрольно.
Поэтому одна из ваших задач – научить, что делать, если появляется чувство сильной ненависти. Например, можно не смотреть на уточек, можно обходить их стороной. Можно топать ножками, если хочется ударить. Можно прыгать.
Рвать картинки, бить игрушки – если для вас это нежелательное поведение, то его лучше не слепо запрещать, а учить менять на более приемлемое. Чем больше у ребёнка в арсенале будет альтернативных способов проявлять эмоции, тем легче ему справляться с ними.
Плюс, попробуйте озвучивать ребёнку его чувства и объяснять их. Когда мы не понимаем происходящее внутри себя, это становится похоже на хаос. Вспомните себя в панике или сильной тревоге за близкого: хочется диффузно что-то делать, разводить беспредметную активность.
К тому же, существуют исследования, которые доказывают, что умение понимать свои эмоции и называть их коррелирует с навыком саморегуляции и управления чувствами.
Поэтому ваши слова могут звучать так: «Родной, ты злишься, потому что устал от уточек. Понимаю тебя, я тоже иногда устаю от того, что люблю. Тем не менее, рвать картинку в книжке нельзя. А вот попрыгать можно. Или давай порычим, как рычат злые тигры? Ты кто больше сейчас: злой тигр или злой слон?» и т.п. Это лишь пример вам для опоры, постарайтесь найти те слова-ключики, что услышит именно ваш ребёнок.
Если же вы замечаете в ребёнке и другие настораживающие вас проявления, например, хронически подавленное настроение, невозможность даже чуть-чуть управлять собой (повышенная активность, невнимание к словам взрослых, отвлекаемость), нарушение сна, регулярная агрессивность (в том числе на близких), несоизмеримость стимула и реакции (сильная эмоциональная реакция, вплоть до злобного крика, на самые небольшие раздражители), сложности в общении, в играх с другими детьми (невозможность встроиться в детский коллектив), - имеет большой смысл проконсультироваться со специалистом очно. Потому что необходима диагностика.
При наличии симптомов, которые я указала выше, желательно обратить внимание на детского клинического психолога или хорошего детского психиатра.
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Всего вам доброго!
Психолог Портала «Я – родитель»