Сын мало чему радуется в жизни

07.02.2022

Добрый день. У меня трое детей, старшему сыну 11 лет, среднему 6 лет и младшая дочь 8 месяцев. Дело в том, что сын, которому 6 лет, мало чему радуется в жизни. Каждый день всё у него плохо, всё не так.


В садик всегда не любил ходить - "мне там скучно". На смешанные единоборства его отправили (так как очень активный, чтобы его внутреннюю энергию направить в правильное русло), и туда он ходить не хочет. Занимаюсь его подготовкой к школе дома, он и тут ничего не хочет (читать, писать). 

По любому поводу гундит: "это не хочу, то мне не нравится". Проскальзывают в разговоре с ним негативные мысли - "я не полечу на самолёте, вдруг он разобьётся", "на доме сосулька висит большая, я представил, как она на нас упала и мы умерли" и т.п. 
Как научить его радоваться жизни, учиться чему-то новому?


Здравствуйте!

Ответ на ваш вопрос будет состоять из двух частей. Их обе нужно будет внимательно изучить и реализовать, чтобы понять, что именно происходит с ребёнком.

Первая часть – это про внимание к внутрисемейным отношениям. Вторая – к психологическому состоянию мальчика.

1. Близость с родителями, надёжная привязанность – это основа для развития. И если ребёнок ощущает, что его отношениям с вами что-то угрожает, он скорее бросит силы на поддержание отношений, чем на любые другие сторонние интересы.

Важно обратиться к тому, как много времени вы проводите вместе с ребёнком тет-а-тет: так должно происходить минимум раз в неделю. Насколько вы включены в общение: общаетесь, играете с мальчиком, не думая о сторонних вещах, не смотря в гаджеты. Насколько вы заинтересованы в том, что с ним происходит: что он чувствует, о чём думает.

Например, почему самолёт должен разбиться – это можно спросить прежде, чем разубеждать. Или почему сосулька может упасть, где он уже видел, что сосульки падают. И т.д.

Чем больше вы знаете о мальчике, тем легче будет понять, какая потребность у него не закрыта, что его тревожит. А следом – дать ему именно тот вид внимания и заботы, в котором он сейчас больше всего нуждается.

Если ребёнку много что не нравится, можно потихоньку вместе исследовать, что хоть как-то его привлекает. Хоть немного. И пробовать развивать имеющиеся интересы. Причём здесь нужно идти исключительно от ребёнка, за ним, не настаивать на своём, не критиковать, не осуждать. Вооружиться всем терпением и раз за разом слушать сына.

Сформировать мотивацию помогает, когда вы хвалите не за результат работы, а за усилия: как он старался, чтобы что-то написать или прочитать, как много сил ему это стоило. Так вы подкрепляете именно момент напряжения, делаете его более переносимым для ребёнка.

За то, что ребёнку не нравится или скучно, имеет смысл не ругать. Более эффективно работает отражение чувств ребёнка, благодаря этому вы остаётесь на его стороне, однако помогаете проявлять устойчивость. Например: «Понимаю, родной, что тебе скучно. А что среди этого скучно нравится? Может, есть хоть капелька?»
«Ты не хочешь читать, тебе не нравится, я вижу. Ты так стараешься, чтобы учиться. Давай попробуем дочитать ровно вот до сюда, а потом пойдём гулять».

Это не прямые указания, как разговаривать, а варианты, на которые вы можете опираться. Ребёнок своим поведением даёт вам какое-то послание, с ним что-то происходит. Это послание можно услышать только с открытым сердцем, в тесном контакте, не ожидая, что мальчик будет удобным и послушным. Обязательно НЕ будет. И это норма. Но есть шанс, что он будет счастливым, когда заметит, что о нём заботятся, его слушают, уважают, что в семье он один из любимых детей.

Причём это не значит, что сейчас вы ему это не даёте понять. Но есть риск, что не хватает. И важно постараться дать чуть больше, не прося ничего взамен.

2. Психологическое состояние далеко не всегда поддаётся корректировке в домашних условиях.

Есть меланхоличный темперамент. Он выражается в том, что называют пессимистичным настроем. Но это не постоянное сниженное настроение, не апатия, не расторможенность и не вспышки эмоций.

Если же вы наблюдаете у ребёнка плохое настроение большую часть дня, если есть сложности с управлением эмоциями, нежелание учиться, трудности в общении, лучше обратиться за очной  консультацией к специалисту. Причём либо к детскому клиническому психологу, либо к детскому психиатру. В этой ситуации лучше перестраховаться, чем пустить на самотёк.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Всего вам доброго.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад