Старший ребёнок не хочет заниматься новым, мало к чему проявляет интерес

06.08.2023

Здравствуйте, живём с мужем, есть дети 5 лет и 1,9. Старший последние 2 года не хочет новым заниматься, будь то спорт, где нужно хоть немного постараться, или сложные игры, интереса мало к чему проявляет. Когда в виде игры пытаюсь научить чему-то новому, по его возрасту, заинтересовать, сразу плачет, говорит: "Боюсь, не хочу пробовать даже". 


Я очень переживаю, в разговоре с мужем не можем найти понимание, он сразу говорит сыну, когда тот не пытается освоить новое: "Не хочешь заниматься - иди отсюда, чтобы я тебя не видел таким слабым", - и игнорирует его все остальное время этого дня, иногда и дольше, даже не пытается заинтересовать, и считает, что виновата я, так как ребёнка насильно не научить ничему, если сам не хочет, что время-то тратить. 

Виновата я в том, что мотивации у сына нет, потому что я не приучаю к идеальному порядку дома (муж помешан на чистоте, не дай бог игрушка лежит не на месте хоть одна, хотя малыш играет постоянно и бросает, я считаю, что мы играть-то не успеваем и так, и вместе время проводить, в том числе и хобби совместного нет с детьми, постоянная уборка и напряжение какое-то, отдых нужно заслужить генеральной уборкой и свежей едой по нескольку раз на дню). Мои уговоры побыть вместе семьей по-тёплому просто муж встречает так: "Тошнит уже от вашего отдыха, когда устать успели", - хотя сам днем спит, а вечерами, как детей положит, сидит отдыхает сам.

Ещё моя вина, по его мнению, что я ему перечу при сыне, тем самым подрывая авторитет отца, поэтому сын повторяет за мной и ничего делать не хочет. 

Муж не всегда был таким, все очень усугубилось как раз последние 2 года, со старшим первый год его жизни проводил много времени, а как тот подрос и начал проявлять свое Я, начались ссоры, второму ребёнку совсем мало внимания достаётся, и жене. Например, если малыш еду бросает на пол, когда наелся, бьёт по рукам. Я говорю: "Нельзя так делать, нельзя бить" - "Опять перечишь, если знаешь, как лучше, - сама воспитывай". Помогите, пожалуйста, со стороны посмотреть на ситуацию, я ощущаю бессилие уже и думаю о разводе. Спасибо!


Здравствуйте!

Как вы и просите, в своём ответе я предложу взгляд со стороны на ситуацию, что вы описываете. Но прежде два уточнения:

1. Читайте моё письмо не быстро, старайтесь дышать, обопритесь голыми ступнями на пол.

Потому что даже если мы описываем взгляд со стороны, это всё же взгляд на вашу ситуацию. Может возникнуть достаточно много сложных чувств. Мне важно, чтобы, если такое случится, вы были достаточно устойчивы и могли позаботиться о себе.

2. Я предлагаю смотреть со стороны и вам, и мне. Так получится более ясно заметить, что происходит в вашей семье. Особенно учитывая, что последующие шаги – зона вашей ответственности.

3. Я опираюсь в своём ответе исключительно на ту информацию, что вы указали в обращении. А значит, не вижу полной картины жизни семьи. Из-за этого любой взгляд со стороны всё же будет усечённым.

Давайте вместе посмотрим на ситуацию, которую вы описываете:

Есть семья, в которой, похоже, последние 2 года довольно тяжело живётся каждому из его членов. Началось это с беременности вторым ребёнком, примерно с середины срока.

На данный момент мужчина часто обвиняет жену в неправильном воспитании старшего ребёнка, может игнорировать его детские потребности, наказывать отвержением, мало времени уделяет младшему, укоряет домочадцев за желание отдохнуть. Вероятно, приходится заслуживать расположение мужа, стараться подстроиться под его указания, угадывать настроение.

И есть ребёнок, который боится пробовать что-то новое. В ответ на это его укоряют в слабости и отвергают.

При этом важно знать, что:

1. Развитие происходит только из точки покоя.

Дети, у которых дома часто случаются скандалы, которые становятся свидетелями родительских конфликтов или которые вынуждены жить в атмосфере тревоги, напряжения, как правило, имеют более низкую успеваемость.

Психика ребёнка так устроена, что качество привязанности с заботящимися о нём взрослыми примерно до подросткового возраста стоит у детей на первом месте. Если в семейной системе ребёнку тяжело, небезопасно, то на переживание сложных эмоций и тревогу уходит столько сил, что на развитие, освоение нового их просто не остаётся.

Поэтому одной из первых рекомендаций, которая помогает пробудить интерес ребёнка к новым занятиям, к освоению навыков, - налаживание внутрисемейной атмосферы.

2. Обратная связь на ребёнка может как снижать его мотивацию, так и повышать её.

Отвержение, игнорирование, стыжение снижают мотивацию ребёнка к изучению нового. Чтобы поддержать желание ребёнка изучать новое, важно создавать позитивный эмоциональный настрой, подбадривать, отражать чувства, говорить о ценности занятий, о вашей вере в способности и возможности мальчика.

Например: «Родной, замечаю, как боишься. Мне тоже страшно пробовать что-то новое. Давай попробуем сейчас сделать это вместе? Я буду помогать, чтобы у тебя всё получилось».

Причём подобные фразы нужно повторять много раз, в самых разных контекстах, чтобы они имели эффект, чтобы мальчик осмелел и поверил, что за провал его не обесценят, что можно просто что-то делать ради удовольствия, а не из попытки заслужить одобрение.

Чем больше у мальчика опыта успехов, чем больше он уверен в том, что ему есть на кого положиться и что, в случае неудачи, его не будут осуждать, тем выше шанс, что потихоньку он будет обнаруживать свой интерес к разным видам деятельности.

Однако, увы, без налаживания внутрисемейной коммуникации сложно добиться ярких положительных изменений.

Поэтому я искренне рекомендую обратиться к психологу за очной консультацией. Специалист на приёме сможет детально расспросить вас о происходящем дома, о вашем состоянии и о развитии ребёнка. Так, сложив полную картину, получится найти подходящий вам выход из ситуации.

Контакты бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Я замечаю вашу растерянность, тревогу. Очень сочувствую, что сейчас бывает так трудно договориться с мужем. И вижу вашу озабоченность благополучием детей. Надеюсь, мой ответ поможет увидеть чуть больше и начать делать первые шаги по укреплению у ребёнка веры в себя.

Всего вам доброго!   

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад