Здравствуйте. Ситуация такая: я выросла и живу отдельно, сестра тоже уже большая (11 лет). А у мамы есть потребность в заботе. И вот решают они завести собаку. Отчим категорически был против маленьких собак декоративных. Поэтому мама и сестра согласились на овчарку. Купили. А собака оказалась очень агрессивная и к людям, и к животным. И можно было бы заняться коррекцией поведения, если бы не одно "НО": отчим - моряк, и дома редко бывает, а мама просто не справлялась даже с выгулом.
Здравствуйте!
Есть вероятность, что вашей сестре правда не нравится собака, что у неё не возникло чувств. И в этом случае важно очертить границы, как можно обращаться с живым существом, а как нет.
При этом придётся учитывать, что эмпатия как способность понять боль и страдания другого (не столь важно, животного или человека) в 11 лет ещё недостаточно развита. Дети в этом возрасте могут быть жестокими не из-за того, что с ними что-то не так, а потому что физиологически для эмпатических переживаний ещё «не готовы» мозговые структуры.
Поэтому, возможно, объяснять нужно будет много раз и проговаривать последствия нежелательных действий. Например, что будет, если девочка кинет собаку, ударит и т.п. Потому что она имеет полное право обижаться на собачку, имеет право её не любить. Люди не способны управлять своими чувствами. Но физическое насилие – это уже область действий, за которую человек несёт ответственность.
Что это значит? Что заставить ребёнка полюбить собачку вряд ли получится. Но можно договориться о нормах поведения в отношении питомца: что приемлемо делать в её адрес, а что нет. И какие есть варианты поведения в сторону собаки, которые совершенно не уместны и за которыми будет следовать наказание.
Обычно подростки быстро понимают подобные вещи.
Однако в описанной вами ситуации есть ещё один важный момент. И мне хочется обратить на него ваше внимание.
До того, как завести маленькую собачку, в семье уже была одна, овчарка, её отдали из-за того, что не справились с уходом. И вы пишите, что ваша сестра успела к ней привязаться.
Я предлагаю вам внутри себя сейчас постараться расширить эту тему: что значит, что ваша сестра успела к ней привязаться?
Я фантазирую, что, вероятно, это про какие-то тёплые чувства в отношении овчарки. Вероятно, она понравилась вашей сестре. Быть можете, она даже успела стать для неё любимой собакой.
Привязанность – даже само слово означает связанность, связь с чем-то или кем-то в нашей жизни. Эту связь не так легко оборвать.
И тогда, когда взрослые приняли решение отдать овчарку, что происходило с вашей сестрой?
Как она относилась к такому решению? Спросили ли её, принимая это решение? Была ли у неё возможность вообще сказать хоть слово по поводу собаки, к которой она ощутила любовь, привязанность?
Это не мелочи. Когда мы теряем то, что нам дорого, мы горюем. А горе – это не только печаль и боль утраты. Это ещё и агрессивность, ещё и злость. Если девочка не может сказать своим родителям, как сильно она злится на них (например, что не спросили её мнение, что не услышали её, что не отнеслись всерьёз и с уважением к её чувствам по поводу первой собаки), её чувства будут перенаправляться на более безопасный объект.
Это легко понять на примере: когда на вас кричит начальник, вы вряд ли будете орать на него в ответ. Но дома есть риск сорваться на супруга или сожителей, соседей. Потому что это более безопасно, близкие люди точно примут, а вот босс и уволить может.
Так и здесь: проявить злость на родителей, на ситуацию может быть опасно, запрещено. А злость есть внутри, она – часть горя, без неё не пережить потерю первой собаки. Психика находит вариант, как можно выразить злость «по безопасному каналу»: на новую собачку. Она-то точно ничего не сделает.
Такие процессы происходят вне сознательного контроля ребёнка. И потому указы не бить новую собачку, не кидать могут не помочь. Ваша сестра всё равно будет злиться. Не напрямую, так как-нибудь иначе эта злость будет выходить из неё. Невозможно сдерживать внутри себя такие сильные чувства бесконечно.
Поэтому кроме обсуждения семейных правил, как можно обращаться с собакой, а как нельзя, важно обратить внимание на то, что сейчас переживает ваша сестра.
Похоже, ей очень больно. Похоже, она горюет по поводу первой собаки. И похоже, заменить овчарку, которая заняла место в её сердце, не так-то просто.
Задача взрослых в данном случае – помочь ребёнку прожить чувства. А именно:
- Признать их, признать, что ребёнку больно.
То есть напрямую сказать: «Дорогая, похоже, ты скучаешь по первой собаке (имя собаки). Ты его любила. И теперь, когда мы отдали его, тебе больно. Я вижу это. Я вижу, как тебе сейчас трудно».
Найдите свои слова, в которых звучало бы признание боли сестры и уважение к этим переживаниям.
- Объяснить девочке, почему так происходит, откуда у неё эти чувства. Объяснить, почему злость проецируется на новую собачку.
Далеко не все взрослые люди понимают, откуда у них берутся те или иные чувства, на что они направлены и почему именно так. Дети, если их этому не учить, тем более теряются.
Вы можете объяснить сестре, что именно сейчас с ней происходит. Прямо проговорить, что после отъезда овчарки она ощущает горе. Ей может быть грустно. Иногда она может ощущать апатию, нежелание что-либо делать. Иногда она может чувствовать сильную злость, как жар в груди. Причём и на родителей, и на новую собачку. Потому ей хочется её ударить.
Важно сказать, что всё это – норма. Такие переживания не будут длиться вечно.
И важно позволить им быть. Например: «Я вижу, как ты злишься. Уверена, ты понимаешь, что новую собачку бить и кидать нельзя. Ей больно, она живая. Она не виновата в том, что мы отдали овчарку. Мы не заменили одну на другу. Мы просто не справились. Тем не менее, даже если бить её нельзя, злиться на неё можно. И на родителей можно. И на меня. Мы правда поступили так, что тебе теперь больно».
- Позволить позлиться на взрослых. А после – оплакать, что первой собаки больше нет в доме.
Разрешить ребёнку сказать о своей злости по адресу – это огромный шаг, чтобы разрядить аффект, чтобы снизить остроту переживаний. Но чтобы пойти на такой шаг, нужно много мужества. В нашей культуре не принято разрешать злиться на взрослых.
Если вы позволите сестре выразить злость вербально хотя бы вам, это тоже будет неплохо. Если вы при этом останетесь устойчивой и примите злость, и сможете её контейнировать, понять, вместить в себя, не защищаясь, для вашей сестры это будет большим подарком.
После злости наступает этап полноценной грусти. И здесь тоже нужно будет много устойчивости, чтобы поддержать девочку в её слезах и в её прощании с собакой.
- Если получится, найти возможность попрощаться с первой собакой.
Прощание может происходить внутренне – через слёзы, через воспоминания, через временное снижение активности девочки.
А можно организовать его внешне: например, написать овчарке письмо с прощальными словами. Понятно, что собака его не прочитает. Но ваша сестра будет делать это для себя, чтобы самой освободиться.
Или же вы можете в последний раз приехать к овчарке, туда, где она сейчас (если такая возможность вообще имеется), и позволить вашей сестре по-настоящему попрощаться. Не снижая накал эмоций. Позволить ей и обнять собаку, и порыдать, и в последний раз поиграть с ней.
Это непросто. Нам сложно выносить чужие слёзы, особенно если это слёзы людей, которых мы любим. Хочется защитить близких от боли. Но, увы, если мы не позволяем кому-то плакать рядом с нами, он не становится от этого более счастливым. Он просто запирает слёзы внутри.
Чтобы вернуть ребёнку лёгкость, спокойствие, чтобы помочь девочке принять новую собачку, важно позволить всем её чувствам выразиться, помочь их прожить. И злости (по адресу), и печали. Так внутри появится место для новых эмоций. Так может оказаться, что и к новой собачке потихоньку в девочке расцветёт любовь.
Все шаги, что я перечислила выше, важно совершать с максимальной доброжелательностью, теплом, деликатностью к чужой боли. Потому что это не шутка. Неважно, кого мы любим: человека, животное, любимый предмет – когда мы теряем то, что дорого, мы переживаем горе. А горе – одна из самых сложных вещей, которые люди испытывают за жизнь.
Будьте бережны.
И желаю вам большой удачи. Всего доброго!
Психолог Портала «Я – родитель»