Ребёнок дерётся со всеми в детском саду

18.10.2022

Здравствуйте, такая ситуация. Из-за проблем со здоровьем, мы не ходили в детский сад и сейчас решили пойти, когда всё прояснилось, чтобы как-то ребёнка приучить к социуму. 


Проходили 4 дня, воспитатель говорит, что ребёнок со всеми дерётся, очень агрессивно реагирует на них, дёргает детей за волосы. Воспитатель сегодня сказала, что родители жалуются на сына, и она не хочет проблем с ними, и как справиться с сыном тоже не знает. 

Я в растерянности, дома такого нет. Ходил эти дни он до 11 утра, даже не на весь день, не знаю, что делать, подскажите.


Здравствуйте!

Я очень сочувствую вашей сложности. Замечаю и тревогу, и растерянность: совершенно непонятно, как действовать в такой ситуации. Вероятно, есть и удивление: если дома подобного поведения не наблюдается, откуда же оно берётся в детском саду.

К сожалению, чтобы дать чёткие и подходящие вам рекомендации, нужно знать гораздо больше о ребёнке. Например:

Как ребёнок взаимодействовал с другими детьми до детского сада? Был ли у него опыт общения в секциях, на детских площадках, в поликлиниках? Как мальчик играл и общался со сверстниками там?

Как, в целом, ваш ребёнок умеет решать конфликты? И с другими детьми, и с вами? Есть ли у него навык слышать другого, договариваться, искать компромиссы?

Был ли у ребёнка опыт игры с другими детьми? Насколько большим он был?

Как проходит утро ребёнка до детского сада? Что он слышит от вас о садике? Как реагирует на необходимость туда идти?

Как проходит день ребёнка в саду? Что с ним происходит? Нравится ли ему там? Как к нему относятся взрослые и дети?

Насколько, в соответствии с возрастом, у мальчика развиты навыки саморегуляции, самоконтроля? Может ли он выдержать паузы, потерпеть? Как обычно реагирует на фрустрацию и как вы отвечаете на эту реакцию?

И это только «первый слой». Как видите, вопросов много. Без объёмного взгляда сложно определить, что именно происходит с мальчиком и как помочь.

Я написала вам вопросы, чтобы вы смогли ответить на них у себя в голове. И быть может, сейчас картина для вас станет яснее и в голову придут варианты выходов.

Однако я рекомендую обратиться к психологу за очной консультацией. Специалист и проведёт диагностику, и в реальном времени сможет оценить развитие ребёнка, его эмоциональное состояние, а следом предложит подходящие под ситуацию пути решения сложности.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Далее я поделюсь универсальными рекомендациями. Они не учитывают индивидуальные характеристики и подходят большинству детей. Вы можете опираться и на них. Однако обращение к специалисту они не отменяют.

1. Важно создавать у ребёнка позитивный образ детского сада.

Например, рассказывать, что хорошего ждёт мальчика в саду сегодня. Делиться своей радостью, что он начал ходить в сад, как папа или вы ходите на работу.

Многое зависит и от того, как вы сами относитесь к посещению детского сада ребёнком. Если у вас есть тревога, негативные ожидания, напряжение, мальчик будет их считывать.

2. Учиться решать конфликты – это навык, который нужно развивать.

Никто не рождается со встроенным умением договариваться и идти на компромиссы. Более того, агрессивные действия, в том числе драки, - это очень естественное поведение. Когда человек чувствует злость, автоматической реакцией будет нападать на обидчика. Однако, чтобы социализироваться в обществе, нужно уметь перенаправлять свою злость, обходиться с ней и учитывать позицию других. Это сложные процессы, которым важно учить ребёнка.

Учить этому можно вербально: рассказывать, как лучше поступать, когда злишься. При этом не запрещать злость, потому что за эмоции мы не отвечаем. Но постепенно формировать навык мягкого обхождения с ней, чтобы и защитить свои границы, и не нарушить границы окружающих.

Этому можно учить через свой пример: показывая, как со своей злостью обходитесь вы. Если вы можете озвучить, что злитесь, и на словах совместно искать выход из положения, для ребёнка такой опыт будет хорошей опорой.

Этому можно учить в играх: разыгрывая сценки, где героям нужно себя отстоять, и в процессе пробуя разные способы, кроме кулаков.

Этому можно учить в семье, в реальных ситуациях, когда ребёнок злиться: не запрещать злиться, но и не давать одобрение на агрессивные действия. Помогает озвучивать, что чувствует ребёнок, и предлагать разные варианты, как можно было бы разрешить ситуацию. Что сложнее всего – в этом случае на взрослых ложится задача выдерживать злость детей, особенно если получить желаемой невозможно. Это трудно, но помогает в формировании эмоционального интеллекта.

3. Развивать навыки саморегуляции.

Невозможность сдержать аффект может проявляться и в других сферах жизни: в нетерпимости к фрустрации, в частых истериках, в сложностях, когда необходимо себя остановить, или играть по заданным правилам, или слушаться, и принимать во внимание позицию другого.

Запреты помогают детям оттачивать навык самоконтроля. При этом ключевое – мы учим регулировать свои действия и обходиться с чувствами, но не запрещаем испытывать какие-то эмоции.

4. Обеспечивать ребёнку возможность свободно играть с другими детьми.

Игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Ваш ребёнок совсем скоро уже покинет этот возрастной этап, но пока он в нём находится, важно не упустить. Чем больше ребёнок играет в ролевые игры без участия взрослых, только со сверстниками, тем лучше у него получается социализироваться, общаться. В играх дети учатся ссориться и мириться, учитывать другого и защищать себя. Это самая важная деятельность для дошколят, которая способствует развитию психических функций.

Повторюсь, мои рекомендации универсальны. Они не учитывают индивидуальную линию развития ребёнка. Я не знаю, что происходит с мальчиком в детском саду. Не знаю, что было с ним раньше в контексте отношений и как сейчас устроена семейная система. Чтобы картина была полной, важно обратиться к специалисту. Особенно если вы пробуете применять мои рекомендации, но улучшений в течение месяца не наступает.

Плюс, есть чисто организационные варианты, как можно выйти из ситуации:

- Проводить полдня с ребёнком в саду.

Так вы лучше поймёте, что происходит, и сможете на месте отрегулировать поведение ребёнка. Обычно присутствие взрослых допускается, когда детки только-только идут в садик, в группы кратковременного пребывания, но можно рискнуть договориться с воспитателями и администрацией.

- Записать ребёнка на тематические секции, в том числе для развития эмоционального интеллекта.

Это пойдёт в плюс и для развития навыков общения, и для укрепления самоконтроля, и для лучшего понимания своих эмоций и управления ими.

Верю, что комплексный подход поможет вам решить сложности.

И желаю большой удачи. Всего доброго!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад