Здраствуйте, ребёнок дошкольник. Стал очень агрессивным. В момент злости не может остановиться, ничего не видит и не слышит, как снежный ком накатывает это чувство на него. Начинает рычать, кидаться на всех, бьёт, хоть взрослый, хоть ребенок. Связано больше таких ситуаций с детским садом, с дополнительными занятиями (кружок пришлось оставить). Когда он в обществе, и что-то происходит не по-его. Я не знаю, чем ему помочь, как справиться с такой агрессией.
Здравствуйте!
Есть базовые рекомендации, которые помогают детям переживать сильные эмоции:
- Ваш пример. Иногда дети, особенно старше 6 лет, могут громко кричать, бить стены, кидаться вещами, потому что видели, что именно так поступают их взрослые.
Это не значит, что вы точно делаете так же. И не значит, что в чём-то есть ваша вина.
Это лишь один из аспектов, на который важно обратить внимание. Как вы сама переживаете сильную злость? Что делаете? Кричите ли? Или можете управлять своим состоянием?
Наши слова в воспитании всегда проигрывают действиям и реальному примеру.
Поэтому самое первое – учиться проживать злость самой, учиться выдерживать сильные чувства. Тогда в нашем внутреннем арсенале появляется много инструментов самоподдержки, сохранения устойчивости, и мы становимся способны передать их детям.
- Дыхательные техники.
Например, техника четырёхтактного дыхания. Она выглядит так: вдох – задержка дыхания на 4 счёта – выдох – задержка дыхания на 4 счёта.
Её лучше тренировать в спокойном состоянии, чтобы в критический момент можно было легко вспомнить и подключить её.
- Арт-техники.
Нарисовать свою злость, поговорить с ней, спросить, что хочет. Или слепить, дать ей имя и периодически выяснять, как она себя чувствует.
Желательно не выбрасывать рисунок или поделки. Суть практики в том, чтобы вытащить сильное чувство из себя и таким образом сделать чуть более управляемым.
- Физические упражнения и правила ЗОЖ.
Тренировки, режим дня, чередование активных и спокойных занятий, достаточный сон и полноценное питание – всё это влияет на стабильность нервной системы.
Кроме того, можно приготовить специальную подушку, которую ребёнок сможет бить в моменты сильной злости. Или грушу. Или любое другое приспособление, которое станет «вместилищем аффекта».
Если нет запрета с медицинской стороны, можно попробовать умываться во время ярости холодной водой, проводить кубиками льда по лицу. Но такие практики детям можно делать только после консультации с врачом.
- Тренировка самоконтроля.
Для этого подходят игры, где нужно суметь вовремя себя остановить, поменять линию поведения, в зависимости от внешних обстоятельств. Например, игра «в болото», «горячая картошка», различные раскраски. Еще несколько игр вы можете узнать из нашего видеоролика
Умение остановиться обеспечивается префронтальной корой лобных отделов головного мозга. Мы можем тренировать её у детей на одних занятиях, а пользоваться навыками они уже будут в гораздо более широком круге ситуаций.
- Поощрять успехи в большей степени, чем осуждать неудачи.
Подкреплять желательное поведение – более эффективная стратегия, чем жалеть из-за эмоциональных вспышек и, тем более, ругать за них.
Эмоциональные вспышки сейчас могут что-то давать ребёнку, например, вашу поддержку и тепло. И тогда лучше не убирать своё внимание вовсе, а подключать его в моменты, когда ребёнок находится в спокойном, стабильном состоянии. Чтобы у него отпала необходимость бурно реагировать ради получения вашего внимания и сочувствия.
Всё, что я перечислила выше – техники и практики, которые универсальны. Не зная вашей истории, я могу поделиться только ими.
Но обратите, пожалуйста, внимание: вы пишите, что ребёнок «стал агрессивным». То есть раньше такого поведения как будто не наблюдалось. А значит, имеет смысл посмотреть, что могло запустить эту агрессию. Потому что ни с чего сильные эмоции и бесконтрольное поведение не возникает.
На первый взгляд, есть минимум 2 варианта:
1. Ребёнок пережил стрессовое событие. Оно могло повлиять на эмоциональный фон. В итоге внутри возникает состояние «натянутой струны», и тогда любой, даже самый маленький раздражитель, влечёт за собой бурную эмоциональную реакцию. Вкупе с пока несформированным самоконтролем это может выражаться в таких эмоциональных вспышках.
Важно проанализировать, что предшествовало агрессивности. Что мог пережить мальчик, по поводу чего внутри него могли остаться сильные невыраженные чувства.
И дальше, как вариант, поговорить с ним об этом, поиграть, нарисовать, признать его чувства, право переживать и плакать.
Или, что не менее предпочтительно, обратиться за личной консультацией к психологу очно.
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Учреждения социального обслуживания семьи и детей
2. Важно обратиться ко всей истории жизни и взросления ребёнка. Потому что выраженные эмоциональные реакции могут сопровождать и некоторые расстройства, нуждающиеся в коррекции. И здесь нужна грамотная диагностика, например, у клинического психолога или детского психиатра.
Этого не стоит бояться. Это один из элементов помощи.
Агрессивность – проявление сложностей с саморегуляцией. Её можно наладить, но ребёнку очень нужна ваша помощь в этом, участие и взрослая позиция. Тогда изменения точно произойдут и получится справиться с тем, что сейчас вызывает так много страхов, переживаний и тревоги.
Всего вам доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»