Здравствуйте!
Мне очень жаль, что вам и вашему ребёнку в детском садике пришлось столкнуться с таким неприятным отношением. Это несправедливо и не должно сопровождать ребёнка в образовательной среде.
Чуть ниже я обязательно отвечу на ваш вопрос, расскажу, как можно справиться с тревогой. Но прежде мне важно обратить ваше внимание на то, что ваша тревога обоснована. Она нормальна, естественна, потому что возникла не просто так: у вас за плечами есть опыт враждебного отношение к малышу. Потому сейчас ваша психика «вызывает» напряжение: оно нужно, чтобы подготовиться к возможному продолжению подобных ситуаций.
Постарайтесь, пожалуйста, отнестись к себе с пониманием и бережностью. Любые ваши переживания нормальны и адекватны, их не нужно заглушать. Но их точно нужно услышать, отнестись к ним серьёзно, принять в расчёт.
Что можно при этом сделать:
1. Попробовать перевести тревогу в страх.
Тревога – это неопредмеченный страх. Это переживание опасности, которое словно спрятано за мутным стеклом: в тревоге мы опасаемся непонятно чего, что может случиться в будущем.
Как бы парадоксально это ни звучало, но если придать тревоге более ясные очертания, сделать её страхом, то справиться с ней и выдерживать её будет легче.
Можно прямо прописать для себя на листке бумаги (или напечатать в заметках) в колонку всё, чего вы боитесь, что может произойти с ребёнком в детском саду. Например: он будет скучать по вам, на него не будет обращать внимание воспитатель, он будет грустить, не будет есть и т.п. Сюда можно добавить и то, что уже случилось с ребёнком в садике и повторения чего вы точно не хотите.
А дальше можно расписать для каждого пункта во второй и третьей колонке: что вы уже сделали, чтобы предотвратить ситуацию (вторая колонка, далеко не для всех пунктов это можно будет написать, поэтому опирайтесь на свои реальные возможности), и что сделаете, если вдруг такая ситуация случится (то есть как будете себя вести, что делать, с кем говорить, если худшее всё же произойдет – это третья колонка и она самая важная, потому что с её помощью вы продумаете разные способы действий и обнаружите инструменты, которые у вас есть или которые понадобятся для решения той или иной проблемы).
Эта практика не уберёт ваш страх. Повторю, его нельзя убрать на 100%, потому что он нормален. Но она может помочь вам ощутить себя более устойчиво, уменьшить выраженность страха и тревоги.
2. Профилактировать наступление нежелательных последствий.
Я вынесу отдельно то, что предлагала вам расписать во второй колонке. Возможно, уже есть что-то, что вы можете сделать сейчас, чтобы обеспечить более мягкое пребывание вашего малыша в детском саду.
Например, поговорить с воспитателями и администрацией садика, пообщаться с родителями друг детей. Наверняка есть и другие шаги, которые я не указала, но которые подойдут для вашей ситуации и принесут вам дополнительную уверенность.
3. Оценить навыки и компетенции своего малыша.
Наши дети, безусловно, гораздо более уязвимы, чем мы. Ребёнку необходима защита и помощь взрослого, особенно в критические моменты.
Однако не просто так мы отдаем детей в садик ближе к трем годам: именно в это время ребёнок, оставаясь крайне уязвимым, уже не беззащитен. Если вдруг его обидит ровесник, он уже сможет дать отпор. Он сможет вернуть себе игрушку, устроить истерику, если вдруг ему что-то не понравится.
Это важно замечать. И вновь повторю: конечно, ваш малыш не может стоять за себя так, чтобы в одиночку справляться с любыми сложностями. Но он точно сможет в моменте сделать что-то во имя себя. Во всяком случае, пока вы не придёте ему на помощь.
4. Посвятить время тому, чтобы проговорить с ребёнком, что его ждёт.
На мой взгляд, в таком разговоре важно учитывать два аспекта:
- Хорошо, если получится проговорить, что в любой ситуации ребёнок может обратиться к вам, всё честно рассказать, и вы его защитите, поможете, будете на его стороне.
Если у малыша есть уверенность, что он не один на один с бедой, это главное. Это защищает от травмы. Угрозы внешнего мира всегда присутствуют, мы не можем уберечь наших детей от всего. Однако травма возникает не тогда, когда случается беда, а тогда, когда у нас нет сил её пережить. Ваше участие – большой помощник в развитии ребёнка и в сохранении его психологического здоровья.
- Хорошо, если получится найти, что интересного, увлекательного ждёт ребёнка в школе.
И вам, и вашему ребёнку будет проще, если, кроме негативных сторон, вы будете помнить и о позитивных. Например, что там будут другие детки, классные игры, прогулки.
И вы, и ваш малыш должны быть уверены, что садик – это не ужас. Да, там могут случаться неприятные инциденты, но там с ребёнком произойдёт и много-много всего, что ему понравится. Постарайтесь прямо обсудить, опираясь на интересы вашего малыша, что именно ему там будет нравиться, чтобы помочь и ему, и себе сформировать чуть более позитивный образ детского сада.
5. Заручитесь поддержкой кого-то ещё.
Вашему ребёнку нужна вы: устойчивая, уверенная в его способностях, готовая, чуть что, прийти на помощь. Однако кто-то нужен и вам: другой взрослый, с кем можно обсудить сложности, кто даст совет, кто будет рядом, если вдруг понадобится столкнуться с неприятными воспитателями или бюрократией (выяснять отношения никогда не легко, не стоит требовать от себя проходить через это в одиночку).
Если и у вас есть помощь, опора, хотя бы частичная, хотя бы на кого-то, это также может придать сил.
Я желаю вам, чтобы всё сложилось благополучно. Берегите себя и всего доброго!
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»