Возраст ребёнка: 9 лет
Ребёнок не хочет надевать новые вещи. Как правильно поступить?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить в следующей ситуации: ребенок (мальчик, 9 лет, выглядит постарше, т.к. высокий) не хочет надевать новые вещи, говорит, зачем мне надевать новые, если у меня есть старые.
Вещи ему я покупаю сама, но предварительно согласовываю с ним по картинкам в приложениях, т.е. право выбора той или иной расцветки/ модели за ним остается. Сам в магазины со мной ходить, выбирать, мерить отказывается категорически.
Когда приношу домой новые вещи, ему вообще не интересно. К любой новой вещи приходится привыкать, и надевает ее только по принуждению. Т.е. если стоит выбор: надеть старую вещь уже потрёпанного вида или новую, - он выберет старую потрепанную. Спустя время, как привыкнет к новой вещи/обуви, потом носит нормально.
В детстве такого не было. Началось "это" примерно как пошел в школу. Ребенок незамкнутый, общительный, есть друзья. С чем может быть связано такое поведение? Заранее спасибо!
Здравствуйте!
Могу понять ваши переживания: нежелание ребёнка надевать новые вещи обычно вызывает массу неудобств, потому что приходится долго уговаривать ребёнка что-то надеть, искать разные подходы к нему, тратить на, казалось бы, естественные вещи дополнительное внимание, время и силы.
Однако, как правило, в нелюбви человека к новым предметам одежды нет ничего ненормального. Чаще всего такое происходит с высокочувствительными людьми, причем не только детьми, но и со взрослыми. Подобную особенность можно сравнить с дискомфортом, который у большинства людей вызывают изделия из чистой шерсти: они колются, порой могут вызывать раздражение на коже и покраснение, их не всегда приятно носить.
У людей, нервная система которых более чувствительна, похожие реакции могут наблюдаться не только на шерсть, но и на те раздражители, которые для большинства не будут казаться неприятными. Чувствительная нервная система в данном случае означает не столько эмоциональность, сколько особое строение: у каждого человека от рождения свой уровень возбудимости нервной ткани. Возбудимость нервной системы говорит о величине сигнала от внешнего мира, который будет вызывать ответную реакцию. Так, кого-то будет сильно раздражать или вызывать другие неприятные переживания даже тихий шум, яркий свет. А кто-то будет спокойно переносить и крики, и вспышки статоскопа.
Чувствительность нервной системы часто влияет на ощущение от тактильных стимулов: прикосновения, температуры, одежды. В связи с этим у людей с подобным устройством нервной системы встречается особенность: они больше любят «старую», ношенную одежду и обувь. Просто потому, что то, уже ношено, мягче: ткань становится более растянутой и податливой, обувь чуть увеличивается и приобретает более удобную посадку. Переходить с комфортного на новую ткань – это задачка, на которую требуются силы, так как нужно выдерживать дополнительный дискомфорт.
Другая причина, почему ребёнок может отказываться носить новые вещи – это стрессовые факторы, с которыми он встречается в жизни. Из-за обилия новых событий или впечатлений, в том числе положительных, многие дети могут стараться сохранить в своей жизни и что-то «старое», а значит, привычное.
И та, и другая причина не говорит ничего о том, что с вашим сыном что-то не так. Это просто его предпочтения, которые могут сохраниться с ним на всю жизнь, а могут исчезнуть со временем.
Единственное, от вас, действительно, требуется большой запас терпения и внутренней выдержки, чтобы найти подход. Как вариант, можно договариваться с мальчиком: сперва носить новую одежду от 15 минут до пары часов дома, а уже потом выходить в ней куда-то. Или надевать сначала на какие-то совсем недолгие выходы, чтобы время неприятных ощущений и привыкания для него было более комфортным.
В качестве рекомендаций: можно обговорить ситуацию с сыном, поддержать его в его предпочтениях и предложить вместе придумать, как он будет «обживаться» в новых вещах. Например, такими словами: «Хороший мой, я вижу, как ты не любишь надевать новую одежду. Тебе она кажется неприятной, да? Или ты чувствуешь что-то другое?», и после: «Тем не менее, иногда новые вещи нужно надевать, потому старые изнашиваются. Давай придумаем вместе, что будем делать, чтобы тебе было удобнее носить новые рубашки или брюки? Я вот придумала, что их можно надевать сперва дома/на улице на полчасика максимум, чтобы ты привыкал потихоньку. А ты что думаешь? Как бы ты хотел привыкать?»
Мои слова – это лишь подсказка. Воспользуйтесь ими, чтобы найти собственный подход и свои фразы, которые помогут вам и вашему мальчику скооперироваться и вместе придумать, как справиться со сложностью.
Желаю вам удачи! Всего доброго.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»