Здравствуйте! Ходим в сад уже 1,5 года, но малышка никак не может адаптироваться. Часто пропускает, неделю ходим, 10 дней болеем. Кушать отказывается, если с уговорами, может в обед съесть кусочек хлеба и компот. В связи с этим я забираю ее раньше на полдня, сразу после сна. Дома же отходит примерно часа через 3 и после начинает активно отъедаться. Спит в саду хорошо. Но ни с кем не играет. Сидит на стульчике. Воспитательница говорит, что на контакт идет, отвечает на все вопросы. Если девочки подходят, спрашивают что-то, отвечает, общается, но сама не подходит, инициативу не проявляет. Так и сидит, наблюдает за всеми. Дома же она очень активная, веселая, имеет свое мнение, очень своенравная. Также не хочет писать, терпит. Домой приходит и сразу на горшок. Хотя в садик просится, бежит бегом, но как заходить в группу - слезы, истерика. Объясняла, как в саду хорошо, чем они там занимаются, проигрывали с куклами садик. Спрашивала, почему не кушает, не писает. Отвечает общими фразами, не хотела и т.д. Сколько времени она будет адаптироваться? Как, чем ей помочь? В чем у нее проблема?
Галина, здравствуйте!
Адаптация в саду обычно занимает до 2 месяцев. Если срок увеличивается, имеет смысл проконсультироваться очно у психолога. Попробуйте обратиться к специалисту, работающему непосредственно в детском саду.
Существует множество причин, почему адаптация ребёнка в саду может вот так затягиваться.
Такое поведение может быть способом получить тот объём вашего внимания и заботы, который необходим девочке. Возможно, внутри у неё есть неосознанный страх, что если в саду всё будет хорошо и она сможет начать там жить самостоятельно, не ориентируясь на вас, то ваша с ней связь оборвётся. Это страх потери близости на глубоком уровне. Из чего ребёнок получает так называемую вторичную выгоду от того, что в саду ей плохо: зато дома потом очень хорошо.
И в этом случае важно раз за разом доказывать, что никакой сад, никакое расстояние не сможет уничтожить вашу любовь. Что даже если вы не вместе, вы скучаете и думаете о ней. Всеми силами показывать, что дочка принимаема и любима, даже если в её самостоятельной жизни всё хорошо.
Другой причиной могут быть сложности в саду, невозможность расслабиться, встроиться в детский коллектив, конфликты. Об этом можно разузнать у воспитателей. Если есть возможность, попробуйте завязать знакомство с родителями садовских детишек (с теми, кто вам приятен), вместе небольшой компанией провести время на выходных, сходить куда-то. Чтобы, с одной стороны, посмотреть, как дочка будет взаимодействовать с детьми, находясь рядом с вами. С другой, подпитать девочку уверенностью, что и вне дома можно быть активной, весёлой и своенравной, и никому от этого не станет плохо.
Ещё одна причина, рассматриваемая в рамках системного семейного подхода, заключается в пользе, которую подобная проблема несёт вашей семье. Может звучать странно, но, если задаться вопросом, зачем сейчас именно семье нужно такое поведение, ответ часто удивляет. Возможно, присутствии дочки дома во второй половине дня каким-то образом «полезно» вам. Возможно, данная проблема вот уже 1,5 года не даёт развалиться вашей с мужем паре (потому что, когда у ребёнка есть проблемы, это соединяет супругов, заставляет решать её вместе, минуя собственные конфликты и непонимание). Рассмотрите ситуацию и под этим углом.
Кроме того, обратите внимание на ваше собственное представление о том, может ли дочка справляться с жизнью, если вас нет рядом. Нет ли в вас излишней неуверенности, тревожности по этому поводу. Если есть, ребёнок это очень тонко чувствует и перенимает в себя, делая и своей тревогой. Получается замкнутый круг: вы тревожитесь, дочка начинает тревожится, адаптация из-за этого действительно не выходит, вы утверждаетесь, что тревожились не зря, и это вновь отражается на ребёнке.
По вашему письму складывается ощущение, что за пределами дома у ребёнка жизни словно нет: она не ест, не ходит в туалет. Словно замирает, пока не вернётся обратно в место, где безопасно и можно расслабиться. Ваша задача – показать на практике, что в любой обстановке можно жить, найти радующие моменты, общаться с людьми, не боясь потерять с вами связь, изучать новое, пробовать. И очень многое может получиться. А мама при этом всё равно остаётся рядом, не отворачивается, не забывает, поддерживает, но даёт свободу и внутри чувствует, что девочка уже достаточно сильна, чтобы со многим справиться самостоятельно.
Удачи вам!
Психолог Портала «Я – родитель»