Доброго времени суток. Вероятно, нужна помощь психолога. Ребёнок 9 лет. История сложная и длинная. Постараюсь кратко. Делает уроки долго, отвлекается, невнимательно, не прислушивается, ждет, что я скажу ему готовые ответы. Не вчитывается, не хочет понять. Из-за этого ссора. Я его прошу читать, у него лень, невнимательность. Обижается, психует, уходит. Начинает говорить: "все бесят, не хочу ничего". (И не могу разобрать, действительно ему морально так плохо или начинает манипулировать).
Здравствуйте!
На вашу ситуацию имеет смысл посмотреть с двух сторон: с клинической и с психолого-педагогической.
1. Психолого-педагогическая сторона – про коммуникацию в семье, про влияние ваших слов и действий на слова и действия ребёнка, про процессы воспитания и уже сложившиеся в них механизмы реагирования ребёнка в той или иной ситуации.
То, что вы описываете как манипуляции, обычно становится для ребёнка привычной реакцией или закрепившимся способом взаимодействия в определенных ситуациях. Эти реакции и способы всегда служат какой цели и помогают ребёнку удовлетворить его потребности.
Чтобы изменить поведение, важно понять, какие именно обстоятельства запускают «манипуляции», что ребёнок в этот момент хочет (его потребность), как вы реагируете. А дальше – как можно реагировать иначе, при этом сохраняя уважение и к потребностям ребёнка, и к границам.
Возможно, сейчас вашему сыну важно, чтобы вы делали уроки рядом с ним. Самостоятельно он пока что не в силах себя организовать. Самоконтроль и самодисциплина – это достаточно трудные психические процессы, которым нужны учиться, как навыкам: сперва с внешним контролем (т.е. вы сидите рядом, помогаете, направляете, проверяете), после с опорой на расписание и списки (расписание дня, список того, что нужно сделать), только после этого формируется внутренняя возможность ребёнка себя самостоятельно мотивировать, удерживать в скучной деятельности и контролировать результаты.
Ваша реакция при этом может быть достаточно поддерживающей, понимающей, но при этом не убирающей границы. Например: «Вижу, как ты устал. Смотри, мы договорились делать уроки полчаса, прошло всего 20 минут, осталось 10 минут. Я с тобой, давай вместе справимся с этой задачей» или «Тебя так сильно расстроило, что задача не получилась, ты злишься. Это нормально. Давай чуть-чуть попрыгаем и вернёмся к ней, чтобы понять, как решить».
К сожалению, скорее всего на данный момент вашему ребёнку будет нужна ваша помощь. И ему точно нужно, чтобы границы поведения и расписание дня поддерживались вами, чтобы существовали какие-то рамки поведения и правила жизни.
Я делаю такой большой упор на правила, потому что именно они являются самой частой причиной появления того, что называется детскими манипуляциями: манипуляции – это реакция, которая оказалась эффективной в том, чтобы не следовать установленным границам. Ребёнок пользуется этой реакцией неосознанно. И вместе с тем его же успешное нарушение границ и договорённостей вызывает в нём тревогу, хаотичность в поведении, потому что границы дают ощущение безопасности, переживание присутствия рядом сильной взрослой фигуры, способной позаботиться.
Поэтому в целом, на мой взгляд, было бы важно обратить внимание на то, насколько в вашей семье ясно проговорены правила и границы, насколько они соблюдаются и ребёнком, и вами.
На нашем Портале есть материалы о границах в семье и обучении. Возможно, они будут вам полезны:
2. Клиническая сторона – это специфика развития ребёнка, созревания его мозговых механизмов, которые обеспечивают ту или иную деятельность.
Концентрация внимания, саморегуляция, чтение и письмо, решение математических задач – это эти процессы реализуются за счёт сложных высших психических функций, которые в детском возрасте находятся в процессе формирования. Иногда эти функции не созревают к нужному времени или в том объёме, чтобы ребенок мог выполнять предложенные ему в школе задачи. В этом случае ребёнок что-то не делает не потому, что не хочет или ленится, а потому, что не способен: его мозговые механизмы не обеспечивает саму возможность выполнения задания.
В таких ситуациях рекомендуется помощь нейропсихолога: диагностика и коррекция. Нейропсихолог - это специалист, который работает над тем, чтобы «доформировать» психические функции ребёнка в соответствии с возрастными нормами, что впоследствии системно повлияет и на поведение ребёнка дома, и на его успехи в школе.
Я рекомендую вам охватить сразу две стороны: и психологическую, и нейропсихологическую. Но возможно, сперва имеет смысл обратиться именно к нейропсихологу (лучше найти грамотного, почитать рекомендации других клиентов). И уже после ориентироваться на результаты диагностики, которую вы пройдёте.
Я желаю вам удачи. Всего доброго!
Психолог Портала «Я – родитель»