Здравствуйте.
Читая ваше сообщение, слышу вашу тревогу за проявления сына. Однако такое его поведение в этом возрасте абсолютно нормально. У детей до 7 лет ещё не сформирована та часть мозга, которая отвечает за саморегуляцию, она только формируется, и из-за этого они не в силах справляться с эмоциями так, как это могут делать взрослые. Они их искренне проживают, как чувствуют. Также до 7 лет, ведущая деятельность у детей – игровая. Усидчивость, необходимая для обучения, появляется лишь с 7, а иногда и 8 лет. Поэтому в этом возрасте ожидать от ребенка усидчивости на занятиях можно, однако это будет сталкивать вас с бессилием и отчаянием, так как по факту, мало кому из детей удается найти ресурс на удерживание себя.
Ребенок в 4 года способен фокусироваться на занятии 10-20 минут, и потом ему важно вставать, отдыхать, играть, бегать, прыгать. В противном случае он перегружается, и сил не остается, чтобы еще и справляться с чувствами, нервная система перегружена, ресурса не остается.
По поводу того, что ребенок, когда приходит мама, начинает вести себя менее сдержанно, аффективно, неконтролируемо, говорит о том, что с мамой в контакте он может себя доверить и таким. То есть он долгое время копит напряжение, усталость, сдерживает чувства, и когда появляется мама, он расслабляется и хочет, чтобы мама помогла ему справиться с этим напряжением. Здесь я бы рекомендовала пересмотреть нагрузку и отдых ребенка.
И в 4 года дети, правда, одеваются так, как вы описали, в лучшем случае, чаще это происходит с нежеланием, протестами, долго по времени - и это все нормальные возрасту проявления. Здесь можно ребенку давать больше времени на сборы, начинать одеваться раньше.
Слышу, как вам непросто с этим. Непросто, как вы пишите, потому что есть страх, стыд, злость. И тут важно посмотреть, сперва, в каком вы сами состоянии. Если вы в усталости, то правда сложно контейнировать чувства другого, сложно и разрешить ему их, ведь нет ресурса на поддержку. И тогда важно тут позаботиться о себе: просить о помощи других взрослых, обратиться к психологу, чтобы дать себе ресурс и опоры, делегировать изматывающие вас задачи, делать что-то, что приносит вам удовольствие. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале
- Учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Правда, когда мы устали и ребенок так себя ведет, это очень злит, и не всегда есть возможность адекватно ответить. Но важно делать видимым своё состояние: "Я сейчас устала", "когда ты так делаешь, я пугаюсь и хочу отойти подальше от тебя", "Я злюсь, когда ты (конкретные действия)".
Вы говорите, что мальчик так себя ведет, а стыдно вам, и тогда важно посмотреть, откуда этот стыд? Возможно, вам в детстве сказали, что так себя вести нельзя, что это ненормальное поведение, и сейчас этот запрет на такое проявление фонит в отношениях с сыном, пугая вас. И тут важно все же разделять, это не вы бегаете и кричите, а он, и для его возраста – это правда норма. Еще бы в личной терапии я бы разобрала вопрос, откуда эта потребность «снизить эмоциональность» - ведь снижая чувствительность, мы снижаем её в том числе и в радости, и в любви, при этом эти и другие эмоции никуда не исчезают, они просто находят выход в менее безопасных формах, например, через тело, в виде болезней. Человек по своей природе в принципе не может только радоваться, он может и злиться, чтобы защищать себя и свои ценности, и бояться, и горевать, и печалиться, и сталкиваться с собственным бессилием и отчаянием.
Слышу, что вы спрашиваете, как можно проконтролировать и повлиять, однако, важно отгоревать тот факт, что люди не всесильны, и не в их силах управлять эмоциями другого человека. Но вы можете научить ребенка экологично справляться с неприятными переживаниями. Для этого важно научиться этому самой, и сделать это можно в работе с психологом лично. Когда мы поддерживаем ребенка, важно начать с проговаривания чувства, легализовать его, и показать способ.
Например, «вижу, что ты злишься» - «понимаю, как тебе сейчас непросто» - «смотри, давай вот так злиться» (и можно рвать бумагу, пластилин, кидать игрушки, бить боксерскую грушу). Также важно выставлять границу: «злиться можно, но ударять меня нельзя, я с собой так не разрешаю! Давай иначе (и вновь показываем способы)».
Однако, чтобы давать такого рода поддержку, важно замечать свои чувства, говорить о них, замечать чувства другого и не осуждать их, стыдить, а давать место им быть в том проявлении, который вы считаете безопасным. Понимаю, что из тревоги и усталости это непросто сделать, поэтому мне кажется важным сейчас сделать дыхательную практику, которая поможет вам найти себя в этом и увидеть решения. Ведь в страхе мы замираем или паникуем, и часто не видим выход из пугающей ситуации. Поэтому в такие моменты важно отслеживать ощущения в стопах и делать медленный глубокий вдох через нос, и еще более медленный и глубокий выдох через рот трубочкой - так 5-10 циклов.
По моим ощущениям, здесь важно начать работу с собой, с обеспечением себе отдыха и нахождением поддержки и помощи. С бесплатным психологом из списка, который я прислала выше, можно начать работу с эмоциональным интеллектом, а также со снятием напряжения вокруг некоторых «непринятых» эмоций, поведения, а также исследовать отношения с собой, найти опоры для себя, чтобы не теряться в подобных ситуациях.
Рада читать, что вы выбираете не использовать насилие для достижения цели - удобство ребенка. Дети по природе не могут быть сами по себе послушными, они слушают и учатся у родителей, какими быть. И возраст 3-5 лет - это важный протестный возраст, когда ребенок учится отстаивать себя, учится границам, начинает понимать свою ценность как личности.
И действительно, к сожалению, иногда родители выбирают не быть примером, а дрессировать ребенка через страх и насилие. Тогда уже встает печальный, на мой взгляд, вопрос: кто вырастет в результате дрессировки, где страх и принуждение - это единственный способ строить отношения, и какова ценность в таких отношениях.
Искренне желаю с заботой о себе, с вниманием к себе, разобраться с этой ситуацией.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»