Добрый день! В семье моего сына сейчас сложная ситуация. Приемный ребенок, мальчик. Сейчас ему почти 5 лет. Взяли из дома малютки в 1,5 года. Всегда был своевольный, но сейчас стал вести себя просто безобразно.
Они в настоящее время отдыхают на море. Он там ведет себя ужасно. Родители по всякому, и уговорами, и объяснениями, и обещаниями, и угрозами - бесполезно. Что не по его - орет как резанный. В любом месте. В общественных местах вообще ужас. В столовой кричит, воет, раскручивает себя кругами и падает, отказывается есть, стучит, лезет к людям. И сын и сноха на нервах.
Дети на море сначала с ним играют, потом уходят подальше. Он начинает кидаться песком, быть навязчивым, кричать и смеяться как ненормальный. С ним реально не справляются. Думали в этом году наоборот легче будет, он все же взрослее. А все наоборот. В комнате легче, отвлекается на мультики или игрушки-книжки. Но все равно не слушается. Начинают с ним разговаривать спокойно но серьезно, а он смеется в лицо. Он наоборот как будто хочет, чтобы его наказывали. Посоветуйте, что делать. Как вести себя? Заранее спасибо!
Здравствуйте.
Слышу вашу обеспокоенность. Но должна сразу обозначить границы: психолог работает с тем, кто обратился с вопросом. Поэтому в данной ситуации я не могу оказать помощь и поддержку родителям ребёнка, т.к. с вопросом пришли вы.
И да, здесь важно работать не только с ребёнком, но и с родителями. Потому что именно они создают среду, они принимают решения за мальчика и во многом именно их внутреннее равновесие может обеспечить ребёнку опору.
Поэтому, если они готовы и интерес в работе у них есть, я рекомендую обратиться к психологу очно. Список учреждений бесплатного социального обслуживания семей и детей вы можете найти на нашем Портале - Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Что касается поведения ребёнка, то это может быть следствием нарушений работы некоторых органов и систем. Поэтому стоит проконсультироваться с детским неврологом и/или психиатром.
Но даже если мальчику требуется медикаментозная терапия, все равно стоит параллельно работать с психологом и/или нейропсихологом.
Дело в том, что препараты могут снимать симптомы и острые состояния. А сформировать новые стратегии поведения, научиться справляться с разными эмоциями и состояниями им неподвластно. Это в компетенции психолога. В противном случае (если работа с психологом вестись не будет), то есть риск откатиться в показателях как только препараты будут отменены. Даже если речь об успокоительных. Ребенок должен научиться сам регулировать свои процессы возбуждения и торможения.
Читая ваше письмо, слышу раздражение, разочарование, грусть, страх и стыд. Возможно, я ошибаюсь, а может быть стоить поискать что-то ещё. В любом случае стоит начать осознавать свои собственные эмоции и учиться проживать их. Только через подражание и копирование поведения значимых взрослых ребенок учится справляться с эмоциями и адаптироваться к миру. А там, где взрослый сам не слышит себя, то и ребёнка научить может только тому же.
Кроме того, стыд - это страх потери контакта. Ребенок, который пережил потерю самого главного контакта, боится повторения как никто другой. И тогда внешний стыд способен даже усиливать такое поведение. Всё происходит, конечно, бессознательно. Но в любом случае важно понимать, что ребенку сейчас нужна помощь. Чем меньше ребёнок заслуживает любви, тем больше в ней нуждается.
Так, вполне возможно, что отношения с родителями стали настолько крепкими, что мальчик позволил себе (очевидно, что бессознательно) добирать то, чего он был лишен. А именно: удовлетворить потребность быть увиденным, услышанным, потребность в безопасности и так далее.
А может быть всё иначе. Нужно смотреть глазами специалиста. Поэтому повторюсь: настоятельно рекомендую очную консультацию. Причём каждому члену семьи. Даже вам.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»