Здравствуйте, сын очень истерит, когда у него что-то не получается. Даже малейший пустяк может привести к крупной истерике - он ломает игрушки, кидает вещи, может даже драться, говорить неприятные вещи. Виновата у него обычно я во всех его "бедах".
Здравствуйте. Читаю ваше сообщение, и рождается сочувствие и желание поддержать. Слышу, как вам непросто сейчас.
Действительно детям в возрасте 4-5 лет очень сложно контролировать свое поведение в сильных чувствах. Часто они не могут справляться с фрустрацией, злостью, усталостью, разочарованием, печалью, гневом и возбуждением так, как это могут себе позволить взрослые. Связано это с тем, что зоны мозга, которые отвечают за самоконтроль, ещё не дозрели. И здесь систематично важно придерживаться нескольких правил: слышим чувство, делаем его видимым, легализуем и говорим способы, как справляться. Например: «слышу, что ты сейчас злишься, понимаю тебя. Что бы ты хотел сделать из злости? Ты можешь побить подушку, покричать в нее, порычать, покусать, чтобы справиться".
Правда и то, что в возрасте 4-5 лет дети часто обвиняют того, кому доверяют, особенно, если сами чувствуют свою вину. И здесь можно снимать напряжение в этом вопросе, подсказывая, что задача не найти того, кто виноват, а справиться со злостью, печалью, что так вышло, и дальше можно вместе подумать, что можно сделать, чтобы этого не повторилось.
Однако такой диалог можно выдерживать только если в этом месте вы сами не захвачены эмоциями. И здесь можно посмотреть, что вы слышите для себя, когда ребенок вас обвиняет? Что для вас непереносимо? Возможно какая-то другая , ваша история, в которой сосредоточено много непростых чувств, накладывается на тот опыт, что сейчас есть в общении с вашим сыном. Но важно помнить, что когда ваш сын обвиняет вас - это не потому, что действительно так считает, или потому, что это так и есть, а лишь потому, что он ребенок и сейчас не умеет иначе справляться с сильными эмоциями. То есть опыт с сыном не то же самое, что возможно было когда-то с кем-то другим, где вас могли обвинить, а вам сложно было себя в этом защитить. Если слышите, что в этом вопросе много напряжения, правда лучше обратиться к психологу в личную работу, чтобы найти опоры для себя в подобные моменты.
К специалисту мне кажется важным обратиться и потому, что сейчас в вашем сообщении мне слышится много усталости и отчаяния. Это правда очень непросто - давать поддержку другому, если её не хватает себе. И тут можно из взрослой части позволить себе помощь и поддержку, держа в голове, что нам сложно и поведение контролировать, и заботиться, и слышать другого, и более объективно оценивать реальность, если у нас просто нет сил, и психика справляется вместо этого с выгоранием.
Все, что я описала выше - актуально для всех детей этого возраста, но если вы получили от специалиста подтверждение, что у сына есть явные симптомы СДВГ, то важно понимать, что ему ещё сложнее справляться с эмоциями и самоконтроль для него сейчас - особенно непростая задача. И здесь существует целый ряд рекомендаций, которые правда не выполнить, без организации поддержки себе.
К рекомендациям относится:
1) Строгое соблюдение режима, распорядка дня - питание, достаточное количество сна (11-12 часов в сутки), укладывание спать в одно и то же время.
2) Ограничить время, проведенное за гаджетами и ТВ, особенно перед сном - за час до сна важно убрать любой экран.
3) Расслабляющие процедуры: ванны с солью, массаж, бассейн, объятия.
4) Снизить требования к усидчивости (это сложно любому ребенку в этом возрасте, но если есть признаки СДВГ, то это правда сложнее в разы). Больше хвалить и отмечать хорошее: "вижу, как ты старался", "сегодня ты рисовал дольше обычного - как здорово", "как здорово, что ты сегодня взялся выполнять это задание , горжусь тобой".
5) Важно не акцентировать внимание ребенка на том, что у него не получается. Дети с СДВГ очень чувствительны к критике, и фиксация на ошибках рождает ответное нежелание даже пробовать. Там, где мальчик не справился, важно заметить, что он пытался и предложить подумать вместе, что бы ему могло помочь в следующий раз справиться ещё лучше.
6) при СДВГ очень важно ребенку не давать перевозбуждаться. Это значит как-то держать в фокусе внимания количество людей, окружающих его (желательно, чтобы контактов не было слишком много). Если так не получается,то хотя бы важно видеть, что ребенок получает дополнительную нагрузку от обильных контактов, и значит, ему будет сложнее справляться с поставленными вами задачами.
7) Перед сном важно исключить сладкое, и в течение дня немного держать вопрос количества сладкого на контроле . Не то, чтоб запрещать, нет, но и не так, чтобы был доступ к неограниченному количеству сладкого. Сахар повышает возбудимость.
8) Важно объяснять ребенку, что с ним, не осуждая и не пристыжая его. "О, вижу, как ты возбужден, давай немного покатаемся на фитболе и я сделаю тебе массаж, а потом ты сможешь поиграть, или вместе почитаем".
9) Старайтесь давать четкие, короткие, понятные инструкции. Исключите "двойные послания" (сегодня говорите одно, а завтра другое, или сами делаете то, что сказали "нельзя"; или когда один родитель говорит одно, а другой - противоположное). Алгоритм такой: сперва для себя создать правила, договориться о них с другими взрослыми, потом транслируете сыну.
10) Старайтесь убирать фоновый телевизор или радио, чтобы не создавалось дополнительной нагрузки для психики.
11) Истерика часто рождается там, где ребенок не может обнаружить себя услышанным. Там, где вам может видеться пустяк, для него это - настоящая трагедия. Попробуйте признать, в моменты , когда он истерит, что это и впрямь очень обидно, очень бесит. И расскажите, как вы справляетесь, когда вам так же.
12) Возможно, стоит проконсультироваться с неврологом, на предмет анализов на деффициты микроэлементов , а также насчёт назначения магния и витаминов группы B.
13) Важно не перегружать ребенка ни задачами, которые ему правда сложно выполнять, ни высокими ожиданиями и требованиями. Давать место и время для отдыха и ничегонеделания. Так восполняется псих.ресурс, без которого коррекция поведения просто невозможна.
Количество рекомендаций большое, и с этим правда очень сложно справиться, если нет ресурса. Поэтому что бы я вам ни написала, но самой важной рекомендацией здесь является - начать с поддержки себя. Просить о помощи, делегировать другие изнуряющие задачи, отдыхать, делегировать заботу о ребенке (в том числе и специалистам, с одной стороны вы платите деньги, с другой - вы получаете себе время, чтобы восстановить силы , пока ребенок получает квалифицированную помощь). Больше опор и эффективной работы с ситуациями можно получить в индивидуальной работе с психологом.
Искренне желаю сейчас дать необходимое внимание себе.
Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: - Учреждения социального обслуживания семьи и детей
психолог сайта «Я — родитель»