18.04.2023

Здравствуйте! Племяннику 11 лет. Живет и воспитывается бабушкой и дедушкой. Мать и отец мальчика в браке не состояли, сейчас не общаются. Мать периодически выпивает, племянник иногда к ней ходит. 


Возникла проблема. Племянник в ближайшем магазине украл чипсы, хотя именно в этот день бабушка давала ему деньги (200 руб.). В магазине бабушке показали видеозапись. Вопрос о детском воровстве. Что можно сделать? Вся семья переживает, племянник не слушается, оправдывается. У нас, понятно, подозрения, что этот случай у него не единичный. Жизнь у ребенка идет без папы и мамы. Мы, его тети, очень переживаем и за племянника, и за бабушку. Посоветуйте, что можно сделать.


Здравствуйте.
Вопрос огромный, длиною в 11 лет. Поэтому скажу сразу, решить его в рамках одной заочной консультации невозможно. Настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей.


В целом картина такая: ребёнок изначально в непростой жизненной ситуации. Мальчик невидим (в психоэмоциональном плане) для родителей. И тогда вся его жизнь будет построена вокруг потребности быть признанным, принятым, увиденным.

Но проблема в том, что дети делать это умеют только вызывая бурные эмоции у значимых близких, т.е. они не различают качество этой реакции: злость это, отвращение, страх или любовь, нежность, интерес. Поэтому внешне (для взрослого) поведение часто оценивается одним способом, а суть его в другом.

Кроме того, наша психика стремится к устойчивости/регидности/статичности. Так, если мы получили какие-то знания о себе в раннем детстве, мы потом их стараемся подтвердить, а не опровергнуть. Даже если они болезненны. Например, ребёнок нарушает правила, не слушается, чтобы доказать себе, мол, я не достоин любви. И всякое исключение из правил будет скорее травмировать, чем наполнять. Только представьте, как больно однажды обнаружить, что это не "я не достоит любви, поэтому мама ушла", а "мама меня оставила, со мной все в порядке, дело в ней". Рушатся опоры, знание о себе, появляется масса вопросов и исчезают прежде помогающие ответы.

Для того, чтобы начать мальчика учить замечать свою потребность в любви и удовлетворять её, я предлагаю сначала сделать видимым его чувства. Для этого можно прямо говорить: "Кажется ты очень злишься, понимаю". А в моменты кражи и других нарушений лучше не наказывать, а объяснять, что им двигало: "Очень хотелось взять, да, у меня тоже такое бывает. Я себя останавливаю страхом наказания. А ты боялся?". И так постепенно нарабатывая эмоциональный интеллект, вы сможете научить мальчика замечать свои потребности.
 
Кстати, навык саморегуляции (то, что останавливает от кражи в том числе) можно тоже формировать. Есть множество упражнений и игр, которые помогут, например, игра в "Море волнуется раз". Если есть опасения, что сами скорректировать это не сможете, настоятельно рекомендую обратиться за помощью к нейропсихологу.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад