Здравствуйте! Дочь с года, примерно, не откликается на имя. Первое время она стала реже обращать внимание на своё имя, а сейчас и вовсе нет никакой реакции. Смотрит в глаза, когда ей что-то надо. Указательного жеста нет и не было. Она может показывать пальчиком в книге (вернее, тыкать), но не более. Слов нет, есть лепетание и что-то на своём иногда болтает. Любит бегать по дому. Сама находит себе занятие. Может сильно увлечься изучением утюга. Играет с игрушками по назначению. На сортеры и пирамидки не хватает терпения. Недавно начала имитировать разговор по телефону, но только без слов. Просто прикладывает телефон к уху и ходит так по дому. Обращённую речь не понимает вообще. У неё хороший слух, но именно речь она не слышит или просто не обращает внимания. Любит внимание. Часто просится на ручки. Всегда бежит к детям, к незнакомцам относится избирательно. Чаще всего, идёт на контакт. Ложкой и вилкой пользоваться отказывается. Кушает сама (приборами), только если на тарелке торт или огурцы. Не боится темноты, собак, высоты. Нет следования за мамой. Сама не целует и не обнимает, но подходит и тянется, чтобы я ее сама поцеловала. Иногда бывают попытки поцелуя, но без вытянутых губ. Раньше существование животных она не замечала. Сейчас тянется к животным. Наблюдает за птицами. Играет в ку-ку, ты где, ладушки. Иногда пытается повторить какое-то действие за мной, но сразу же прекращено попытки. Может дать пять. Странности в поведении начались после ковида. До года ничем не болела. Были у врача только на плановых осмотрах. До отката развеивалась с завидным опережением своих сверстников. Из бутылки сама не пьёт. Несёт мне ее, чтобы я держала, пока она пьёт. Были у невролога. Прошли лечение. Есть улучшения небольшие. Через несколько недель у нас повторный приём и консультации лора. Если ребёнок не понимает обращённую речь, но при этом с удовольствием идёт на контакт с детьми, то что это может быть? Если кратко охарактеризовать моего ребёнка с раннего возраста - неуправляемая. Но раньше хотя бы она понимала, что я ее зову. Было стойкое ощущение, что ребёнок понимает, чего от неё хотят.
Здравствуйте. Слышу вашу тревогу и ваш страх по поводу проявлений дочки. Прежде всего мне хочется поддержать вас тем, что иногда болезни или стрессовые ситуации, а также кризисы взросления проходят с так называемыми «откатами» - это когда ребенок на некоторое время теряет навыки, которые уже приобрел. Это бывает и в 1.5 года, и в 2.5 и 3-4. Например, когда ребенок ходил на горшок, а потом начал стабильно ходить в туалет в штаны или перестаёт говорить, даже если умел.
Слышу, как вам непросто, и важно здесь создать себе опоры. Из страха мы замираем и не можем найти решения для действий. Поэтому в моменты тревоги и страха необходимо сперва заметить своё дыхание, сделать его осознанным. После этого можно выписать свои страхи и прописать рядом, что вы сделаете, чтобы этого не случилось, и что вы будете делать, если это случится. Сейчас мне слышится из сообщения, что вас пугает неизвестность. И, например, если вы боитесь, что у дочки есть какая-то особенность в развитии, (например, расстройство аутистического спектра), то можно узнать так ли это в контакте с нейропсихологом и неврологом.
По поводу «неуправляемости» дочки могу добавить, что до 4 лет, дети не умеют контролировать свои чувства, свои поступки, так как у них ещё не развита та часть мозга, которая отвечает за контроль. Поэтому дети действуют и реагируют в чистом аффекте, и действительно это зачастую ощущается как какой-то неуправляемый хаос. Дочка возраста 1.7 также может не откликаться на имя и не пользоваться указательным жестом, потому что по возрасту как раз сейчас ей важно уже сделать по-своему, как хочется, иногда через протест вашим обращениям и просьбам что-то сделать. Если хотите вернуть жест, предлагаю дать игрушку поп-ит и попросить дочь сначала нажимать указательным пальцем, а потом большим. Жест вернётся.
Вы пишите, что были у невролога и прошли лечение, однако, я не знаю, какой диагноз был поставлен и какое лечение вам назначили. Поэтому, к сожалению, в данном формате «вопрос-ответ» мне трудно что-то более конкретное сказать.
В вашем сообщении мне слышится, что вы изучили много информации в поисках ответа, все ли в порядке с вашей дочкой. Предполагаю, что в этой тревоге и в этих поисках вы могли потратить много сил и энергии. Однако накопленная усталость может помешать вам справляться с чувствами, а также вызывать апатию, раздражительность, в том числе, агрессию по отношению к дочке в моменты, когда ей нужна ваша поддержка. Для того, чтобы суметь позаботиться о ком-то, важно сперва позаботиться и поддержать себя. И здесь можно обратиться за помощью к психологу, в контакте с которым вы сможете найти опоры для себя в непростых ситуациях, сможете безопасно разместиться с чувствами, поработать со страхом и тревогой, получить эффективные рекомендации. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей.
психолог сайта «Я — родитель»