Не могу приучить ребёнка к ответственности

16.03.2022

Добрый день. Не могу приучить ребенка к ответственности, банально сложить портфель, собрать вещи с вечера. На этой почве всегда конфликт с утра. Вплоть до того, что я уже могу её толкнуть, стукнуть. Я уже боюсь себя в первую очередь. Плачу потом, что надо быть терпимее, что причинила физическую боль своему ребенку. Вот пишу, и снова слезы катятся. Я не знаю, что делать.


Здравствуйте!

Понимаю, как непросто приучать ребёнка к ответственности. На этом пути вы спотыкаетесь на множестве кочек, сталкиваетесь с нежеланием девочки, с тем, что это долго и порой приходится раз за разом повторять одно и то же. И к сожалению, именно такая динамика нормальна. Ребёнок развивается не в один момент, есть вещи, в которых девочке ещё сложно ориентироваться, есть те, где ей нужно ваша помощь, а есть что-то, что она может уметь, но просто не хочет делать.

Чтобы приучение к ответственности прошло легче, важно смотреть на все указанные обстоятельства. На примере сборов в школу это может выглядеть следующим образом.

Овладение самостоятельным навыком или умением проходит через этапы:

1. У ребёнка совсем не получается это делать.

2. У ребёнка получается это делать вместе со взрослым.

3. У ребёнка получается это делать самостоятельно.

Обратите внимание: если ребёнок что-то может делать вместе с вами, это не значит, что он уже научился и умеет один.

Плюс, в мотивации на последнем этапе есть подфазы: когда ваши напоминания и контроль за результатами необходимы, и когда они больше не нужны.

Попробуйте определить, на каком именно этапе сейчас находится ваш ребёнок. Вполне возможно, что ей не хватает самоконтроля (и это нормально для 7 лет, когда делать что-то лень и без вашей помощи оно не сделается). Девочке может быть сложно себя сорганизовать, а потому она откладывает сбор портфеля.

Чем глубже вы понимаете причину, тем проще будет понять, что именно делать, чтобы это было эффективно и не причиняло ребёнку вреда.

Если вы замечаете, что без вашего напоминания ребёнок не собирает пока портфель, имеет смысл напоминать. Если замечаете, что пока что нужно проконтролировать результаты сбора – мягко контролируйте. Не все 7-летние дети способны нести ответственность за сбор в школу, и это нормально. Помогите ребёнку научиться. Это будет долго, но однажды получится.

Есть и дополнительные лайфхаки, которые могут вам помочь постепенно передавать ответственность за сбор вещей дочке:

1. Визуальные помощники: рисунки, графики, наглядные образы того, как нужно собирать портфель. Например, рисунок на стене её комнаты или на двери, где указано, что положить сперва, что потом, что в последнюю очередь. Какие тетради и учебники взять в понедельник, а какие – в пятницу.

Наглядные рисунки или распечатанные фотографии – это большая опора для ребёнка. Пока умение и навык не стали внутренними, им нужна внешняя поддержка и напоминания, в том числе такие.

2. Мотивация: придумайте вместе с ребёнком что-то приятное и интересное, что будет ждать её по окончанию сборов.

Учитывая, что собирать портфель нужно каждый день, это не должно быть что-то масштабное. Быть может, после того, как соберёт портфель, можно будет послушать любимую песню. Или выпить стакан молока. Или лечь спать, и вы придёте поцеловать перед сном.

Здесь важно, что, если вы замечаете, что портфель не уложен, вы не срываетесь, а спокойным голосом говорите, например: «Вижу, ты ещё не готова. Собери портфель, приду через 10 минут».

Таким образом за несобранные вещи девочка получает не наказание, а отсутствие вознаграждение, причём в качестве естественного следствия. Такой подход более мягок в воспитании.

3. Якорение: чтобы девочке было легче приступить к какому-то делу, его можно привязать к другому занятию. Или сделать из занятий ритуал.

Например, можно день за днём выработать связку, когда портфель собирается сразу, как только закончены уроки.

Или как ритуал: сначала девочка пьёт стакан воды, а после идёт собираться в школу. И так из раза в раз.

Или сперва вы вместе придумываете причёску на завтра, одежду (если нет формы), а после девочка собирает портфель.

Действие-якорь должно быть для ребёнка приятным, интересным и всегда предшествовать другому. Таким образом неприятные действия становится легче выполнять.

Связку лучше придумать вместе с ребёнком, обсуждая возможные варианты, объясняя это как желание помочь и совместное планирование дня девочки.

Пробуйте идти путём понимания и переговоров. Срывы вряд ли помогут ребёнку собираться быстрее, но зато точно могут испортить отношения и нарушить эмоциональное спокойствие девочки. Обратите внимание, что нужно лично вам, чтобы в такие моменты оставаться в устойчивой позиции, чтобы воспринимать ребёнка как взрослеющего человека, который ещё не всё может, но потихоньку учиться. Не всегда всё будет получатся, но вы можете помогать и оставаться рядом.

Я в вас искренне верю. И желаю вам удачи.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад