Вопрос специалисту

Мой сын не умеет дружить

Мой сын не умеет дружить

Здравствуйте. Мой сын не умеет дружить. Он пристаёт к детям и просится дружить. Это происходит везде. В магазине, на площадке, на вокзале. Чаще его "отшивают". Кто-то из детей даже может матом обругать. Кто-то пользуется этим. Дружат, пока других нет. Так происходит у нас во дворе. Мальчики дружат, пока другие не выйдут гулять. А потом толпой травят его. А он все равно называет их друзьями и говорит: они так больше не будут. Мне обидно за сына. Объясняю ему, что это не друзья. И не надо с такими дружить. Но не слышит меня. Почему он так себя ведёт, и что делать мне?

Здравствуйте!

Думаю, вашему сыну важно и очень хочется иметь друзей. Это естественная человеческая потребность. В ситуации, когда у человека есть выбор: быть хоть с кем-то или остаться одному – большинство выберет первый вариант. Это не хорошо и не плохо, я думаю, здесь нет места для оценок. Скорее, это естественно, нормально, потому что человеческая природа предполагает социализацию и жизнь в кругу других людей.

Возможно, в этом кроется ответ на вопрос, почему ваш мальчик так упорно хочет дружить даже с теми, кто не отвечает ему взаимностью.  

Горько, что пока что у вашего мальчика не получается найти себе настоящих друзей. Общаться, дружить – это навык, как и любой другой, например, читать или писать. И его, как любой другой навык, можно формировать: учиться ему, практиковаться, исправлять ошибки.

Что может помочь в том, чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка:

1. Ролевые игры.

Чем больше у ребенка возможностей играть «по ролям», помещая себя в воображении в разные ситуации и контексты, тем лучше он будет адаптироваться к разным ситуациям и в реальной жизни. В таких играх можете принимать участие в том числе и вы: в игровом пространстве вы можете более естественно и непринужденно учить ребенка общаться (проигрывая разные варианты того, как ваши персонажи общаются между собой).

Кроме вас, важно чтобы в таких играх принимали участие и другие дети. Навык общения невозможно тренировать и развивать, играя в одиночку.

2. Обсуждение персонажей книг, фильмов и мультфильмов.

Для успешного общения важно, чтобы у человека был развит эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои эмоции и управлять ими, а также способность понимать эмоции и состояния других людей и замечать, какое воздействие я на них оказываю.

Тренировать эмоциональный интеллект можно как в кружках и секциях, нацеленных на это, так и обсуждая мотивы героев и персонажей, особенно если эти герои нравятся вашему сыну.

На первый взгляд может показаться, что развитие эмоционального интеллекта мало связано с общением, однако по факту оно очень позитивно сказывается на ребёнке, на его внутреннем состоянии и внешних успехах.

3. «Питательная среда».

Из вашего письма я пришла к выводу, что все дети, которые окружают вашего мальчика, относятся к нему негативно, пренебрежительно. Если это действительно так, важно обеспечить ребёнку общение в других кругах, чтобы у него всё-таки была возможность найти себе друзей.

Совсем без друзей ребенку очень тяжело. Не только умение вашего сына общаться влияет на качество его дружбы, но и то, как другие дети общаются с ним, как относятся к нему. Ваш ребенок точно не делает ничего, что заслуживало бы игнорирования или травли. Это несправедливо, такое ни с кем и никогда не должно происходить.

Если на данный момент нет никого, кто в «естественной среде», т.е. на площадке или в других местах, мог бы начать общаться с вашим ребёнком, сперва можно организовать ему такую среду «искусственно». Например, в кружках или секциях по интересам: общее дело сближает, в том числе детей, а если кружок будет посвящен развитию эмоционального интеллекта или коммуникативных навыков, то он принесет двойную пользу.

4. Поиск «слабого звена».

Умение дружить – это навык, как я написала выше. И он состоит из разных элементов или "звеньев".

Сперва нужно познакомиться, представиться самому и быть внимательным к представлению другого, после – включиться в общее занятие. Включаясь в общее занятие, ребенок должен одновременно и быть инициативным, и при этом уважать мнения и желания другого. Кроме того, ребенок должен уметь идти на компромиссы, договаривать, спорить, защищать свои интересы. Он должен уметь отличать – в какой ситуации стоит уступить, а в какой нужно до конца настаивать на своём. Всё это – звенья цепочки «общение» или «дружба».

Постарайтесь понять, что именно хуже всего получается у вашего ребёнка. Потому что от этого будет зависеть то, в чем ему нужна ваша помощь, чтобы лучше адаптироваться и научиться общаться.

Например, если вашему ребенку тяжело уступать, это можно тренировать дома: в ролевых играх, в реальных ситуациях (помогая ему оплакивать то, что случается не по его желанию).

Если вашему ребенку тяжело слушать других, можно развивать внимательность, в том числе через разные психолого-педагогические помогающие пособия.

А если вашему мальчику тяжело говорить о себе, предъявляться, дома ему нужно давать больше возможностей для самовыражения, не критиковать его личность, а только поступки, проявлять уважение и внимание к его желаниям, размышлениям.

Плюс, есть небольшой лайфхак, который поможет вам определить, в чем именно сложность вашего ребенка: то, что не получается у него на улице, также плохо получается у него и дома. Обратите внимание, в какие моменты вашему мальчику не удается общаться с вами (или вам – с ним). Это подскажет направление, в котором стоит работать для улучшения ситуации.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»