Здравствуйте! Ребенку (мальчик) 5 лет. Совершенно не хочет бороться с трудностями. Мало того, что совершенно не хочет учиться самостоятельности: самостоятельно кушать, одеваться, обуваться. Но при этом готов сам гладить белье. Теперь вырос из маленького самоката, на день рождения подарили новый взрослый самокат - на нем вообще не катается, пару раз попробовал, сложно, - и перестал его трогать. И подарили велосипед: вместе выбирали, чтоб был удобный и понравился. Перед этим были трехколесный велосипед и велосипед 4-х колесный, поменьше. На трехколесном вроде иногда катался, на 4-х колесном говорил, что неудобно. Стали выезжать кататься на новом, вроде стало получаться, а потом как наотрез: ведет кататься, чуть куда съедет, или упадет (при том что падает не больно без синяков и ссадин), все - собирается и уходит домой. Сегодня такая же ситуация произошла. Выехали вместе, вроде хорошо ехал, повернул в узкий проулок, стал вилять, врезаться в забор, выбрались оттуда и он заявил, что он устал и хочет домой. Я постоянно с ним веду разговор, о том что надо верить в свои силы, надо пробовать и стараться, тренироваться, и тогда научишься и кататься, и все остальное. Но он молчит и ничего на это не отвечает. Говорит, что не хочет говорить. Я естественно переживаю. Не считаю, что я как-то его обижаю. Я всегда говорю, что люблю его, что готова помочь, что верю в него, призываю стараться, пробовать. Но он готов делать только то, что получается. И совершенно не хочет проигрывать. Даже играм в различные настольные игры, пока выигрывет - играет. Чуть проиграл или отстал - сразу бросает, психует и не хочет больше играть. Начинаем объяснять, что надо уметь и проигрывать, что надо играть честно. Обижается и не соглашается. Переживаю, потому что в итоге получается, когда все дети гуляют на улице, он расстроенный своей неудачей сидит дома. И дома - попытаемся завлечь игрой, чуть что не по его или проиграл, сразу все бросает. Просит включить мультики и в итоге может их смотреть целый день и больше ничем не заниматься. Помогите, подскажите, как выйти из этой ситуации. Как помочь ему не бояться проигрышей и трудностей.
Здравствуйте, Елена! Научить ребенка не бояться проигрышей и трудностей можно только терпеливо и постепенно, не форсируя ситуацию, не драматизируя ее, без давления и сильного желания видеть сына таким, как хочется вам. Он - отдельная от вас личность, пусть пока что очень маленькая. То, как вы описываете своего сына очень похоже на высокочувствительного, ранимого ребенка, для которого обычные для нас или даже для других детей проблемы и трудности в самом деле предстают тяжелыми и глобальными. И приучение ребенка с ними справляться должно быть очень аккуратным.
В нашей культуре есть представление о мальчике как о будущем мужчине - сильным, волевым, не боящемся трудностей. Но во-первых, все люди- разные, во-вторых, никто - ни мужчина, ни мальчик не обязан таким быть, а в третьих, наличие этих качеств не делает человека автоматически счастливым и успешным. Можно быть чувствительным и ранимым, но принимая свою природу (а во многом это - биологическая обусловленность) научиться управлять своими эмоциями, научиться преодолевать страх и застенчивость и эффективно общаться с другими людьми. Все это достижимо при условии, что вы принимаете своего сына таким, какой он есть, каким он родился, не осуждаете этот факт, позволяете быть его чувствам и эмоциям и не стыдите его за них. Более того, вы можете показывать, озвучивать вслух что вы видите, что он чувствует и переживает - так вы укрепите вашу эмоциональную связь, ребенок научится доверять вам, а что самое важное - своим чувствам. И только после этого, после создания безопасной и поддерживающей эмоциональной среды можно приступать к следующему шагу - давать ребенку возможность добиваться результата - сколь угодно малого. Ведите свой собственный дневник достижений вашего сына. Старайтесь замечать сколь угодно малые проявления самостоятельности, отмечайте их. В конце месяца можете составить Похвальную грамоту, в которой вы перечислите все его достижения. Создайте небольшой праздник в честь этого - на основе того, что он любит. Подключайте "команду поддержки" - его любимых героев из мультфильмов, фильмов, книг. Спрашивайте его, что бы в той или иной ситуации сделал его любимый герой, что ему помогало в этом, а когда сын, преодолевая страх или обиду делает успехи, спросите его, что бы ему сказал любимый герой, увидев, что он поступил похожим на него образом, вдохновившись и поверив в себя. Вообще крайне полезно включать разного рода супергероев и волшебников в развитие уверенности и волевых качеств: если мы посмотрим, они изначально в чем-то, если не во многом, слабы, или неумелы, или застенчивы, так или иначе ранимы. И именно в преодолении этих особенностей развивают свои суперспособности. Пусть они помогут вашему сыну развить его суперспособности тоже - разумеется, с вашей чуткой, терпеливой, доброжелательной помощью и поддержкой. Не огорчайтесь откатам: этот процесс проходит по принципу два шага вперед, шаг назад. Маленькими шажочками вы сможете помочь вашему сыну нарастить не панцирь, а здоровые живые и органичные навыки противостояния стрессу, застенчивости и неуверенности, научиться эффективно общаться с людьми.
Также могу предложить вам посмотреть подборку статей и консультаций на эту темы на нашем портале - https://www.ya-roditel.ru/search/?q=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C&submit=
Психолог Портала «Я – родитель»