Вопрос специалисту

Мой ребёнок бьёт другого. Как быть в этой ситуации?

Мой ребёнок бьёт другого. Как быть в этой ситуации?

В детском саде произошёл конфликт между моим сыном и сверстником (воспитываются в одной группе). Со слов воспитателя, мой ребёнок бьёт другого, просят нас с супругом больше общаться с сыном. 


Мне так обидно стало, вроде постоянно разговариваем обо всем, что хорошо, что плохо. Отец военный, я работаю удалённо, чтобы с детьми быть чаще. Не понимаю, где мы что-то пропустили? Или это период взросления? 

Сегодня попросила бить грушу дома, предупредила о том, что будет бить грушу каждый раз, если случится подобный инцидент, разговоры не помогают или мы не правильно доносим информацию, не понимаю. Со слов сына, драка произошла из-за того, что мальчик бьёт его друзей. По сути, друзья могут сами за себя постоять. Как быть в этой ситуации? Может быть мы не умеем правильно разговаривать со своим ребёнком?

Здравствуйте!

Прежде всего, мне важно вас заверить и, если получится, немного успокоить: в том, что ваш ребёнок дерётся, нет ничего катастрофичного. Драться – это естественная реакция человека в ситуации, когда нужно защитить себя или того, кто нам дорог.

Когда наши границы нарушают или когда делают больно нашим близким, мы испытываем злость. Это нормальная эмоция, её важно переживать. Она ощущается как выброс энергии для отстаивания себя. Самый первый импульс на действия, который возникает в этот момент, - агрессия, в том числе физическая.

Однако социализация, жизнь в человеческом обществе предполагает, что вместо того, чтобы использовать для защиты себя кулаки, мы обучаемся иначе вести себя в конфликтных ситуациях. В идеале – реагировать на них вербально: защищать себя через слова и через обращение за помощью к более сильным, опорным фигурам.

Я не думаю, что вы что-то пропустили. Но возможно, ваш мальчик пока что не знает и не умеет иначе защищать друзей, кроме как через драки. Потому могут быть полезны следующие шаги:

1. Объяснять ребёнку, что с ним происходит, опираясь на эмоции, которые вызывают то или иное поведение.

Любые эмоции нормальны. Мы не можем запретить себе злиться, грустить, бояться. Наши эмоциональные процессы находятся вне нашего контроля. Мы можем регулировать лишь действия, которые совершаем, исходя из своих переживаний.

Первым шагом можно присоединиться к чувствам ребёнка, отразить их. Например: «Похоже, ты разозлился, что твоего друга обидели. И решил его защитить. Я тебя понимаю, мне тоже важно, чтобы с теми, кого я люблю, с кем дружу, всё было в порядке и их никто не обижал».

2. Провести границу между приемлемым и неприемлемым поведением.

Как я писала выше, мы имеем контроль только над нашими действиями. Именно поступки могут быть подходящими или неподходящими в тех или иных ситуациях.

Поэтому следующим шагом может быть важно рассказать о неприемлемости поведения. Например: «И тем не менее, бить другого человека нельзя. В нашей семье это не принято. Смотри, ни я, ни папа так не делаем. Хотя тоже часто злимся и хотим защитить себя и других».

3. Предложить альтернативный способ действий.

Если вы запрещаете что-то ребёнку, важно предложить альтернативу, потому что драться для него – это пока что, возможно, единственный способ себя защитить. Отнимая у него один способ, нужно рассказать или научить другому, иначе ребёнок останется ни с чем и очень быстро вернётся к прежнему поведению.

В этом вы можете опираться и на свой собственный опыт: как вы сами могли бы защищать себя или кого-то, как делаете это. В дополнение можно опираться на примеры книг или мультфильмов, в которых герои защищают себя словами, а также проигрывать подобные ситуации в ролевых играх.

Сказать об этом можно так: «Тебе хочется ударить, чтобы защитить друга. Тем не менее давай поищем другие способы, как ты мог бы ему помочь. Может быть, в этом нам поможет такой-то герой? Помнишь, что он сказал обидчику, когда разозлился?»

И если получится (если в садике есть такая возможность), есть смысл переориентировать мальчика: важно, чтобы он мог не только сам защищать себя и друзей, но и обращаться за помощью к старшим, потому что регулировать атмосферу в детском коллективе – это в том числе задача воспитателей.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»