Добрый день.
Здравствуйте!
Вы совершенно правы. Ребёнку в раннем возрасте критически важно быть с мамой и чувствовать её рядом.
До года в психике человека закладывается так называемое ощущение доверия окружающему миру. Взрослый человек, у которого сформировано это качество, чувствует, что в этой жизни ему есть место, что он имеет право быть, жить, что мир к нему добр. Как минимум, что он не лишний в мире, и что мир не пытается избавиться от него. По сути, это фундамент здоровой психики – знание, что я могу здесь жить, я имею право на это и мне не нужно бояться, что однажды мир меня разрушит.
Вот такая важная установка формируется именно благодаря отношениям между мамой и ребёнком на раннем этапе. То, насколько вы сейчас отзывчивы, насколько откликаетесь на призывы, насколько готовы быть рядом, очень важно. Потому что сейчас вы для ребёнка – олицетворение всего мира. И чем внимательнее и заботливее вы будете, тем крепче будет психика малышки.
Это не значит, что вы должны находиться 24/7 рядом с ребёнком и ни на минуту не покидать. Но это значит, что ваша стабильность, надёжность и регулярная забота – фундамент для того, чтобы после ребёнок был самостоятельным и смелым в жизни. Если говорить совсем просто, то ваш стиль общения с ребёнком сейчас и то, какие эмоции у ребёнка это вызывает, в будущем станут его стилем общения с миром.
Поэтому, действительно, очень важно, что мама откликалась на призывы малыша. Тогда и в будущем мир будет относительно стабильным и безопасным местом, где можно жить.
Здесь есть важная особенность.
Ребёнок семи месяцев не умеет манипулировать. Чисто физически. Манипуляция – это продуманная хитрость, чтобы управлять поведением другого человека и получить выгоду от этого.
Ребёнок рождается далеко не с полностью развитым мозгом. Он не умеет продумывать шаги вперёд. Примерно до 4-5 лет он даже не сможет предугадывать, когда захочет в туалет.
В 7 месяцев малыш просто не способен планировать. Нет у него в голове таких цепочек и быть не может.
Плюс, именно из-за постепенного развития мозга, эмоциональный мир малыша тоже отличается от нашего. До 3 лет его эмоции – это аффекты. Они похожи на порывы ветра: сильные, захватывающие целиком и быстро проходящие (именно поэтому переход от слёз к смеху может происходить моментально, это особенности физиологии, со временем эмоциональная сфера человека становится более глубокой и стабильной).
А теперь давайте вернёмся к вашей ситуации.
Ребёнок начинает хныкать, потому что ему плохо. И это нормальное желание – избавить себя от того, чтобы было плохо. Беспокоиться он может по самым разным поводам: голодно, холодно, мокро, некомфортно, страшно от света или звука, страшно, что мамы не видно (а значит, что умру, потому что эволюционно в млекопитающих заложена программа: пока ты маленький, держись мамы и не пропадёшь).
Это беспокойство не надуманное. Оно реально есть в ребёнке. Ему, действительно, плохо. Он ещё не способен своё «плохо» придумать. Он живёт как чувствует. А чувства его сильные.
И вот ему плохо. Что в этот момент он может сделать, чтобы ему стало хорошо? Кто в этом мире защищает его от всех напастей и делает жизнь радостной и тёплой? Родители: мама и папа.
И он вас зовёт. Как умеет. Он ещё не может сказать «мама, мне плохо» или «что-то у меня подгузник мокрый», «этот яркий свет меня раздражает». Он зовёт вас, чтобы вы избавили от боли или дискомфорта, единственным доступным для него способом.
Хотя в жизни бывают разные ситуации. И вы можете как помочь ребёнку, обеспечить ему комфорт, так и порасстраиваться вместе с ним и поддержать его в горе. Например, мама не может спасти его от болезненного укола. Сколько ни кричи и ни вырывайся. Но мама может быть рядом, держать, обнимать, шептать ласковые слова. И тогда боль пройдёт быстрее. Потому что с этим кошмаром он встретился не один. О нём есть кому позаботиться.
Плюс, вы можете учить его разным способам позвать вас. Например, быть рядом, когда ему хорошо и спокойно. И тогда ему не понадобится быть в состоянии "плохо", чтобы чувствовать вашу любовь (это профилактика того, что часто называют психосоматикой, а именно – привычки получать заботу и ласку только через болезнь). Учить его, как выражать свои эмоции и состояния. Уже сейчас. Это никогда не рано начать.
А что происходит, если ребёнку плохо, а мама не приходит?
Если внешне, то сначала ребёнок начинает кричать ещё сильнее, вести себя ещё хуже, развиваются истерики. Потому что очень нужно, чтобы мама была рядом. Очень нужно привлечь её внимание. Тут ещё срабатывает программа привязанности: если мамы нет и страшно, нужно замереть и начать орать, пока она не придёт. Такой паттерн работает примерно до 3 лет. Замереть и кричать – это единственный способ вернуть себе мамину любовь и тепло.
А если мама не приходит даже на такие отчаянные зовы, со временем ребёнок перестаёт кричать. Но не потому что успокоился и пришёл в норму. Нет, ему всё также плохо и больно. Но он понял, что никто его от этого плохо и больно не спасёт. Никто не придёт на помощь, не обнимет и не погладить. Что он в этом мире со сложностями он один на один.
Это стадия – не про спокойствие. Она про отчаяние и принятие своего тотального одиночества, уже в таком раннем возрасте. Беззащитности и бессилия. Поэтому очень важно, чтобы вы реагировали на крик ребёнка. И были рядом. Постепенно вы можете объяснять, какие чувства при этом ребёнок испытывает («я вижу, как ты испугался», «тебе сейчас больно, я с тобой»). Со временем вы можете говорить малышу, чтобы он немного подождал, и после вы уделите ему внимание.
Но сейчас очень важно, чтобы он мог чувствовать вас рядом.
Ещё и потому, что, чем чаще сейчас вы откликаетесь, тем стабильнее будет ваша привязанность. А чем стабильнее привязанность, тем увереннее ребёнок будет чувствовать себя в будущем без вас. Просто потому что не нужно будет каждый раз проверять, рядом ли мама. Он будет уверен, что мама рядом и придёт на помощь. Весь его жизненный опыт будет говорить об этом.
Вы можете рассказать об этом и мужу. А можете предложить ему почитать авторитетные источники, потому что так мужчины всё же лучше понимают информацию.
Например, любой современный учебник по раннему развитию. Методички Марьяны Безруких (директор Института возрастной физиологии РАО): в них также есть особенности развития мозга ребёнка в раннем возрасте.
Можете вместе посмотреть документальный фильм «Джон» (1969г.). Он непростой, тяжёлый. Но отлично показывает, что происходит с маленьким ребёнком, всего на 9 дней отлучённым от мамы. Почитать статьи о психической депривации у детей раннего возраста.
Обычно о депривации говорят, когда ребёнок полностью лишается заботы и ласки «своего» взрослого. Однако и частичное лишение также приводит к печальным последствиям. О базовом доверии к миру можно найти в трудах Э.Эриксона. О теории привязанности существуют работы Дж.Боулби и Г.Ньюфелда. В нашей стране это направление развивает Л.Петрановская.
Всё это стоит изучить вам как семье, чтобы лучше понимать, что на каждом этапе развития происходит с малышом, что ему нужно и как предотвратить травмирование. Такая забота о ребёнке – гарант его здоровой психики в будущем.
Психолог Портала «Я – родитель»