Как справиться со стыдом?

05.06.2022

Здравствуйте. На днях произошла неприятная ситуация, сыну (13 лет) стало плохо у репетитора: сначала его вырвало, потом он потерял сознание. У него бывает периодически, хотя обследовали вдоль и поперёк-ничего! Репетитор-лучший друг бм, о проблеме знает, поэтому просто позвонил мне и я его забрала, хотя сначала скорую хотел вызывать, Лёва отговорил. Теперь идти не хочет, говорит-стыдно, боится, что опять плохо станет, уже одно занятие пропустил. Как успокоить ребёнка, дать понять, что ничего ужасного, а уж тем более стыдного не случилось, и теперь не ходить на математику(которая ему нравится!) из-за этого-бред?


Здравствуйте. 
Когда вы говорите, что из-за стыда ребёнок отказывается ходить на математику, что вы чувствуете? Какими реакциями в теле сопровождаются ваши эмоции? А какие мысли замечаете в это время? И что вы делаете, когда говорите, что это бред?
К чему это я? Когда я читала ваше письмо, я почувствовала ваше возмущение и осуждение сына за его чувство. И как будто словом "бред" вы пытаетесь обесценить (сделать меньше) проблему, с которой столкнулся ваш сын. Такой метод в некоторых случаях довольно действенный, но не очень безопасный. 

И да, если ребёнок нуждается в поддержке (а ваш сын именно в такой ситуации), то подобная реакция может стать ранящей. Представьте, что вы столкнулись с какими-то очень сильными для себя переживаниями. А ваш близкий и очень значимый человек называет это бредом. Правда грустно/стыдно/обидно? Вашему сыну тоже. По сути, сейчас он остался в своимх переживаниях наедине сам с собой.

Что я предлагаю? Помочь справиться. Это не значит действовать. По крайней мере на этом этапе. Это значит встречаться с переживаниями и наблюдать за тем, как они идут. Для того, чтобы этот процесс стал безопасным для мальчика, нужна ваша помощь. Самый эффективный и простой способ - контейнировать эмоции. Суть в том, чтобы сначала называть их, потом легализовать (признавать их право быть) и потом вместе искать выход. Например, вы можете сказать сыну: "Слышу, что тебе стыдно и страшно повторить опыт. Мне очень жаль, что тебе сейчас так непросто. Знаешь, когда мне стыдно, я тоже делаю все, чтобы не повторить это. Но иногда это так важно и ценно, что приходится идти навстречу своим переживаниям. Например, однажды....". Нормально рассказать, как вы однажды справились со сложностью подобного порядка или видели, как это сделал кто-то близкий. А потом вместе поискать, как можно поддержать мальчика в текущей ситуации. Например: "Слышу, что тебе страшно. Давай подумаем, что мы можем сделать, чтобы если следующий раз случится, то было не так волнительно". Например, можно о чем-то договориться с репетитором или очеловечить его и рассказать, как ему тоже однажды было плохо. Ищите ответ вместе с ребёнком и обязательно найдёте.

А ещё, подобные состояния (рвота, потеря сознания) можно корректировать с танцевально-двигательным терапевтом. Рекомендую найти специалиста и работать очно. Вас ждёт путь долгий и местами непростой, но эффект может быть.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад